Дизайн освещения охватывает множество стилей и эпох: старинные настенные факелы; средневековые фонари; классические люстры; современные, высокотехнологичные светильники.
При выборе нового освещения важно различать изделия по стилю. В этой публикации мы расскажем про основные тенденции и термины.
Конструкция ламп до электрификации
Электрификация стала важнейшей вехой в истории освещения. На протяжении многих веков источниками света служили факелы с открытым огнем, свечи или масляные лампы, окруженные ветрозащитной полосой.
В богатых домах красовались настенные подсвечники и пышные люстры. Наружные бра и уличные фонари представляли собой масляные или газовые лампы, защищенные декоративным металлическим корпусом с прозрачными или стилизованными стеклянными панелями.
Светодизайн: стиль загородного дома и другие традиции
Даже сегодня многие настенные светильники и садовые фонари напоминают об истоках ночного освещения. Одним из первых стал стиль кантри, для которого характерны цветочные мотивы, чугунные конструкции и побеленное стекло.
Название «стиль загородного дома» напоминает о комфортном освещении загородных резиденций богатых аристократов и зажиточных горожан.
В престижных зданиях, таких как замки, дворцы и загородные резиденции, освещение представляло собой впечатляющее море огней. Богачи того времени пытались превзойти друг друга роскошью тяжелых люстр с хрустальными подвесками. Именно они стали первыми подвесными дизайнерскими светильниками.
Дизайн люстр в период раннего Нового времени
В 1920-е годы в Германии возникло движение Баухаус, которое стремилось отразить новый дух времени механизированного мира посредством принципиально новой архитектуры и дизайна.
Старые стили, такие как барокко и классицизм, были подвергнуты сомнению, чтобы подчеркнуть важность технологий. Девиз движения Баухаус — «форма следует за функцией» означал, что функциональность стала решающим элементом дизайна.
В центре внимания оказались прямые линии, обширные поверхности и простота использования, а не стремление к помпезной красоте с обилием декоративных украшений.
Светодизайн после 1945 года.
После потрясений Второй мировой войны началась новая эра, выдвинувшая технологии на первый план. Телефоны, радиоприемники, телевизоры, автомобили, самолеты и доступное электрическое освещение полностью изменили нашу жизнь.
Количество потребителей электричества увеличилось, лампы быстро раскупались. Конструкции светильников стали интереснее и разнообразнее.
Современная классика или классический модерн
Вторая половина XX века вывела светодизайн на новый уровень. Характерными представителями эпохи стали тканевые плафоны всех мыслимых форм и расцветок. В этот период появились первые светильники необычных форм, призванные выражать индивидуальное чувство стиля.
Индустриальный стиль
В 1980-е люди стремились к экспериментам, что отразилось в индустриальном стиле: считалось, что ржавые металлические поверхности обладают своим особым шармом. В противовес технологической безупречности многих изделий того периода были созданы первые винтажные лампы, намеренно демонстрирующие следы использования и недостатки.
Скандинавский и итальянский дизайн освещения
Огромное влияние на светодизайн второй половины XX века оказали Швеция, Дания и Италия.
Скандинавский дизайн освещения характеризуется функциональной простотой, сбалансированными пропорциями и природными материалами, такими как дерево.
Дома скандинавов выполнены в светлых тонах, они яркие и уютные. Светильники способствуют комфорту, ведь жители проводят много времени в своих четырех стенах из-за холодного климата и длинных ночей.
Итальянские светильники подкупают необыкновенно привлекательным языком дизайна. Небольшие, но тонкие различия в деталях делают их особенным. Лампы идеальной формы выглядят свежо, но при этом тщательно продуманы до последнего миллиметра. Характерной чертой итальянских дизайнерских светильников стали эксперименты с формой, цветом и материалом.
Настоящее: новые формы и стилистические влияния всех культур
В начале XXI века в световом дизайне преобладает переход на светодиодные лампы. В сфере деятельности профессионалов практически нет ограничений, ведь светодиоды намного меньше всех других ламп и могут быть расположены практически в любой комбинации. Абажур в классическом понимании зачастую не нужен.
Фантазии дизайнеров подарили миру светильники с плавными, природными линиями. В тренде дерзкая асимметрия, сочетание разнообразных материалов.
Еще одна тенденция современного светодизайна — влияние культур со всего мира. Таким образом создаются красивые светильники, сочетающие в себе высокие технологии с традиционными узорами и экологически чистыми материалами.
В следующих публикации мы расскажем о современных трендах светодизайна.