Известно, что у последней российской императрицы Александры Федоровны не было личного ювелира. Между тем, в XIX в. наличие такого мастера для высшей российской элиты считалось едва ли не обязательным. Собственные ювелиры имелись у большинства великих княгинь и князей Романовых. Однако супруга Николая II была женщиной болезненной, необщительной, и по воспоминаниям современников, крайне экономной.
Ювелир Марии Федоровны
Конечно же, Александра Федоровна носила дорогие украшения и их у нее имелось немало. Однако свою коллекцию драгоценностей Аликс предпочитала пополнять не у личного ювелира, а делая заказы мастерам-поставщикам императорского двора.
Таких мастеров у Николая II было целых 18. Самым известным из них ныне считается Карл Фаберже. Но входил в этот список и еще один мастер, которому члены царской семьи очень доверяли.
Появился этот ювелир при царском дворе позже Карла Фаберже - в 1902 году в качестве оценщика кабинета двора его императорского величества. Звали его Фридрихом Кехли. В этом же 1902 г. Кехли стал и личным ювелиром Марии Федоровны.
В отличие от Александры Федоровны, Мария Федоровна, полагала, что российская императрица должна и выглядеть соответственно своему положению. На имидже она не экономила, и хотя также часто пользовалась услугами ювелиров-поставщиков царского двора, предпочтение все же отдавала Кехли.
Утраченные сокровища
Забыто имя личного ювелира Марии Федоровны потомками было лишь потому, что его украшения практически полностью были утеряны после революции. Фаберже в этом плане повезло гораздо больше. Роскошные императорские пасхальные яйца мастерской этого ювелира, к примеру, практически в полном «составе» дошли до наших дней. Ныне они выставлены в музее Фаберже в Петербурге, позволяя потомкам судить о высочайшем таланте этого мастера.
Работы Кехли же известны гораздо меньше. Неизвестно даже, как выглядело большинство изделий ювелира. До наших дней сохранилось очень мало украшений Кехли. Некоторые из изделий личного ювелира матери Николая II после революции пошли в лом, другие уплыли за границу и затерялись в коллекциях частных коллекционеров.
Принцесса-датчанка
Предпоследний российский император Александр III, как известно, был большим патриотом и делал все возможное, в том числе и для развития отечественного ювелирного искусства. Считается, что именно во времена его правления российский императорский двор начал переориентироваться с зарубежных на русских мастеров-ювелиров.
Мария Федоровна в общем и целом поддерживала эту идею супруга. Императрица покровительствовала русским мастерам. При этом она лоббировала интересам и датских ювелиров. Ведь по происхождению Мария Федоровна была датчанкой, а потому и старалась поддерживать земляков.
Однако в конечном итоге в личные ювелиры Мария Федоровна все же выбрала не русского мастера, не датчанина и не немца, а швейцарского мастера, поднявшегося с самых низов — Фридриха Кехли.
Головокружительный успех
В Россию Фридрих Кехли, как пишет историк Лилия Кузнецова, прибыл в поисках удачи в 1849 г, еще будучи подростком. Первое время он жил на съемной квартире, обучаясь одновременно ювелирному мастерству. Неизвестно даже, кто был учителем будущего придворного ювелира. Однако талант и упорство молодого мастера в конечном итоге сделали свое дело. Кехли добился поистине головокружительного успеха.
В 1870 г. украшения Фридриха были замечены на Всероссийской выставке в Петербурге, где получили бронзовую медаль.
Через несколько лет после этого Кехли переехал в престижную пятикомнатную квартиру на Гороховую улицу в центре Петербурга. Незадолго до этого он вступил в купеческую гильдию. В своей новой квартире ювелир оборудовал мастерскую, а также магазин бриллиантовых и золотых изделий.
Время шло и покупателями Кехли становились все более богатые и родовитые дворяне. Постепенно его изделия заметили и Романовы. В особенности элегантными и стильными драгоценностями Кехли восхищалась Мария Федоровна.
В конечном итоге вдовствующая императрица сделала Фридриха личным ювелиром. Произошло это ровно через 20 лет после того, как Кехли открыл свою мастерскую на Гороховой улице. Еще через год Фридрих вместе с сыном основал собственную фирму.
Галантерея и парюры
Подобно Фаберже, Кехли изготавливал для Марии Федоровны, других Романовых и высокородных придворных как относительно недорогую ювелирную галантерею, так и более серьезные изделия, включая парюры.
Из галантерейных вещей в особенности популярными в России и
в мире были табакерки Кехли с портретами монархов. Табакерки именно Кехли Александр III, Мария Федоровна и цесаревич Николай обычно предпочитали дарить подданным в качестве награды за какие-либо заслуги.
Некоторые из табакерок Кехли сохранились и до нашего времени. К примеру, в 2005 г. на одном из престижных аукционов в Швейцарии была продана табакерка Фридриха, пожалованная неустановленному дворянину будущим Николаем II в 1891 г. Каким образом, эта вещь оказалась в Швейцарии, доподлинно неизвестно. Появляются в аукционных домах на торгах, в том числе и в России иногда и обычные табакерки с клеймом Кехли F*K.
Смотрите галерею табакерок Кехли:
Кроме табакерок, до наших дней дошли и некоторые другие изделия Кехли. Броши и запонки (листайте галерею):
Сапфировая парюра для невесты цесаревича
Позднее компания Кехли начала выполнять для царской семьи и более серьезные заказы. Одним из таких заказов стал, к примеру, заказ на изготовление сапфировой парюры для невесты Николая II, принцессы Алисы Гессенской, будущей Александры Федоровны.
Эта парюра, созданная Кехли с огромным мастерством, оказалась даже более дорогим подарком, чем знаменитое жемчужное ожерелье в несколько нитей из огромных жемчужин, также преподнесенная свекром и свекровью Аликс.
Российский историк Игорь Зимин пишет о сапфировой парюре из приданного Гессенской принцессы так:
Часто исследователи указывают на ювелирное изделие, ставшее новым рекордсменом по цене: жемчужное ожерелье, приобретенное в 1894 г. у К. Фаберже за 177 600 руб. Александром III для цесаревича Николая Александровича, которое он подарил своей невесте Алисе Гессенской.
Забегая вперед, заметим, что это не так. На самом деле тогда самой дорогой вещью стала сапфировая парюра стоимостью в 212 244 руб., изготовленная Фридрихом Кехли. Второе же место по стоимости тогда заняла рубиновая парюра (190 295 руб.), изготовленная сыном Карла Болина – Эдуардом.
Еще одна парюра
Историк Лилия Кузнецова отмечает, что еще одну парюру, причем снова сапфировую, для Александры Федоровны Кехли сделал в 1903 г. По сохранившимся описаниями, элементами дизайна этого гарнитура, состоявшего из 4 предметов — диадемы, ожерелья, броши и браслета, помимо завитков были бриллиантово-сапфировые крупные васильки и трилистники. Эту парюру Кехли продали на аукционе в 20-е годы.
Вместе с Фаберже и еще одним придворным ювелиром — Болиным, почти четверть века Кехли удерживал марку лучшего ювелира России. До революции этот мастер однако не дожил. В 1909 г. Фридрих Кехли скончался. Главой фирмы после его ухода остался его сын - Федор Кехли. Но и Федор ненадолго пережил своего отца. В 1911 г. младший Кехли также покинул этот мир, после чего фирма «Кёхли Ф.И. и Ф.Ф» прекратила свое существование.