На полуострове молодеет алкоголизм. Если раньше средний возраст крымского пьяницы определялся в районе 55-60 лет, то сегодня – уже 35-40. Повод задуматься есть. И первыми это сделали, не дожидаясь, пока планка опустится ещё ниже, уполномоченные по правам детей в Крыму.
Именно их служба уже сейчас первой сталкивается с проблемой. Всё больше детей – социальные сироты при живых родителях, а причина – пьянство.
В клиники попадают, в основном, повзрослевшие дети 90-х. Люди, воспитанные в непростое, «серое» время. Когда самые яркие моменты в жизни были связаны лишь с застольями. Трезвость не была в трендах. Как отмечают специалисты, крымчане, как и многие дети развалившегося Союза, они впитывали то, что видели, то, чем были окружены. Так и научились решать свои психологические проблемы. Других альтернатив не было.
При этом с оборотом наркотиков на полуострове борются жёстко. За грамм вещества дают срок, равный разбойному нападению, взяточничеству или даже (в некоторых случаях) убийству. Алкоголь же – хоть и приносит бед не меньше – «в законе». Спиртосодержащей продукции на любой вкус и кошелёк в Крыму – море, и это не только качественные местные вина. Алкомаркеты на каждом углу.
И тут властям необходимо ответить сразу на два вопроса: как бороться с зависимостью при такой доступности? И как быть с правовыми нормами? Ведь согласно Конституции РФ, без добровольного согласия гражданина нельзя направлять на принудительное лечение.
Крымские парламентарии уверяют: поддержим любую здравую инициативу. Но каких-либо реальных предложений пока не выдвигают. «Отправить на лечение нельзя помиловать»: крымчанам самим предложили выбрать место для запятой в этом предложении.
Простые жители полуострова тоже согласны: алкозависимых земляков нужно лечить. Однако и здесь видения того, как именно это осуществлять, расходятся.
Одни настроены радикально – лечить, «закрывать» принудительно. «Эти нелюди не должны находиться в нормальном обществе. Пособия получают, пропивают, детей не воспитывают».
Другая, менее эмоциональная часть опрошенных нашими корреспондентами, соглашается, но лишь отчасти. Да, лечить нужно. Но важно, чтобы это было «добровольно и современно». Иначе пользы мало, деньги затрачены, судьбы сломлены.
В свою очередь, врачи-наркологи предлагают комплексный подход. Да, добровольно, да жёстко. А реабилитация должна длиться, как минимум, полгода. Включая поэтапное возвращение в общество и глубокую психологическую проработку. Человека, который решил покончить с пагубной привычкой, фактически учат заново жить. Вопрос серьёзный. И затратный. Месяц такого лечения обходится примерно в 45 тысяч рублей.
Автор: студент 1-го курса факультета медиа Университета «Синергия» Вадим Рыбалкин.