Найти в Дзене

Хемингуэй "Старик и море" или Астафьев "Царь-рыба". Рыбаки и национальная ментальность

Википедия утверждает, что повесть «Старик и море» написана в характерном для Хемингуэя стиле: с «неприязнью к интеллектуальной изысканности, приверженностью ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупым психологическим рисунком». Википедии, конечно, видней, но я не увидела в этом произведении привычного и любимого мной Хемингуэя: нет иронии, здорового цинизма, перченой шуточки. Аллегорический пафос с первых строк. Отсутствие отрицательных персонажей и возвышенное настроение — читаешь и восхищаешься нравственными качествами главных героев: мальчика и старика. Светлое, что называется, произведение.

Кратко расскажу фабулу (осторожно, спойлер).
Старик, который учил мальчика рыбачить, выходит в море один, чтобы поймать что-то для пропитания и доказать отцу мальчика, что он еще не совсем стар, что способен прокормить себя рыбной ловлей. Последние дни старик возвращался без рыбы, но не отчаялся, ведь он знает себе цену и верит в себя. И вот он выходит в море и ловит самую большую рыбину, которую когда-либо видел в своей долгой рыбачьей жизни. Он несколько дней ждет пока она, насаженная на крючок, устанет и прекратит тащить лодку за собой в море. Он разговаривает с рыбой, он любит ее, для него священна ее жизнь, хотя он и вынужден ее отнять. Старик чувствует, что отныне они связаны навсегда. Он вспоминает свою жизнь и видит сны о том, как львы выходят к водопою. Почему Хемингуэй выбрал львов? Может потому, что сам охотился на львов в Африке, и они стали для него прообразом рыбы, добычи,
с которой оказываешься связан после убийства навсегда.


Противоборство старика с рыбой напомнило мне рассказ Астафьева «Царь-рыба». Игнатьич из рассказа Астафьева – тоже рыбак, у которого есть свое море – сибирская река Енисей. Игнатьич поймал огромного осетра, но, вытягивая его в лодку, сам упал за борт и запутался в сетях. Всю ночь лежат в воде в смертельных объятьях рыбак и рыба. Осетр тянет на дно, Игнатьич пытается влезть в лодку. Но основное противоборство героя в рассказе Астафьева происходит не с рыбой или стихией, а с самим собой. Победа здесь — не покорение внешнего мира, а собственное покаяние и перерождение. Обнявшись с рыбой, Игнатьич вспоминает, как обидел девушку, изнасиловал ее, и теперь расплачивается за тот грех, потому что все в мире взаимосвязано, и холодное тело застрявшего в сети осетра — это та же самая вырывающаяся из объятий девушка. Игнатьич очеловечивает природу, обожествляет ее. Если природа — Бог, то справиться с ней можно только одним способом: покаяться перед Богом, и надеяться, что он простит.

Старику не в чем каяться, не о чем сожалеть. Он – святой. И сокрушается лишь о том, что рядом нет мальчика, который мог бы ему помочь. Море для старика — стихия, которую требуется покорить. Он делает все возможное, чтобы поймать рыбу и выжить. В противостоянии с морем он поднимает до стихии самого себя, ведь только так можно не уступить силам природы.

«Старик и море», несомненно, вдохновляющее, жизнеутверждающее произведение. Хотя старик не смог привезти пойманную рыбу, на пути назад ее, пойманную и привязанную, сожрали акулы, с которыми старик храбро сражался, пока не лишился всего: гарпуна, ножа, весел. И все же старик победил. Да, вернулся он без улова, но вернулся. А скелет огромной рыбины, привязанный к борту, стал свидетельством его, старика, мастерства и победы.

Игнатьич же возвращается без славы, без рыбы, без гордости. Природа победила его, но из милости дала выжить — осетр выпутался и ушел в глубину, отпуская в жизнь и Игнатьича. А значит его простил Бог, потому что иначе рыбак бы не вернулся. В этом его победа, которой нельзя ни похвастаться, ни предьявить кому-то. Ведь это победа внутренняя, над самим собой.