Найти в Дзене

Этапы разработки сайта: от идеи до готового продукта

На сегодняшний день веб-сайт – одна из главных визитных карточек любой компании. О том, как происходит процесс создания сайта и каковы основные этапы его разработки, рассказываем в этой статье.

Зачем нужен сайт

Когда-то Билл Гейтс сказал: если вас нет в Интернете, то вас нет нигде. И чем дальше, тем эта истина находит всё больше подтверждений.

Процесс разработки сайта похож на процесс создания любого ПО
Процесс разработки сайта похож на процесс создания любого ПО

Сайт – это не просто страничка в Глобальной сети. Это способ заявить о себе и рассказать о своих возможностях партнерам и потенциальным клиентам. Сайт должен быть красивым, функциональным и при этом удобным и понятным. Сделать его таким намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Создание качественного сайта – многоэтапный, разноплановый процесс, в котором принимают участие различные специалисты, начиная от программистов и тестировщиков и заканчивая копирайтерами и контент-менеджерами. Лишь совместно объединив усилия на каждом из этапов работы на выходе получают достойный во всех смыслах продукт.

Этапы разработки сайта

Процесс разработки сайта похож на процесс создания любого ПО. Он включает в себя несколько основных этапов, которые могут быть скорректированы в зависимости от поставленной задачи. Но общий алгоритм всегда остается неизменным и состоит из нескольких частей:

1. Планирование

Этот этап считается одним из важнейших, потому что он служит базисом, на котором строится вся последующая работа. Условно его можно разделить на несколько подэтапов:

- анализ и исследование рынка;
- определение целевой аудитории;
- стратегия создания (для чего нужен сайт).

Очень важно понимать, для чего создается сайт: для предоставления информации о возможностях компании, продажи предлагаемых товаров и услуг, привлечения новых клиентов, повышения узнаваемости бренда и т.д. Исходя из этого определяется тип сайта: будет ли это интернет-магазин, лендинг, «визитка», корпоративный портал или агрегатор.

Любой сайт должен быть обращен к конкретной аудитории и соответствовать ее запросам. Поэтому обязательно надо учитывать пол, возраст и потребности пользователей – они имеют первостепенное значение при определении функциональных возможностей сайта и его дизайна.

2. Разработка структуры проекта

Разработка структуры проекта по сути определяет конструктив сайта. На этом этапе формируются его основные разделы и подразделы, навигационное меню и общий дизайн.

Для того чтобы разработчикам сайта было проще понять, что именно клиент хочет получить «на выходе», ему могут прислать бриф – документ со стандартными вопросами. Чем подробнее на них ответит заказчик, тем лучше. Также бриф помогает более точно оценить стоимость проекта. Кроме того, он в определенной степени служит страховкой для обеих сторон, так как на его основании будут сформированы основные требования к проекту.

3. Составление технического задания (ТЗ)

Техническое задание считается фактически прямой инструкцией-руководством к действию, на основании которой выполняется создание сайта. ТЗ должно отображать все технические аспекты и быть детально проработанным. В нем не должно содержаться расплывчатых формулировок – только конкретные, четко обозначенные решения: что и где расположено, куда перенаправляется и т.п.

4. Создание дизайн-концепции (прототипирование, визуализация)

Неважно, как называется этот этап. Важно, что именно здесь определяется общий вид сайта.

Основная цветовая гамма, шрифты, изображения, схемы, иконки, логотипы – все они должны сочетаться между собой, быть выдержаны в общем стиле, выглядеть эффективно и соответствовать концепции сайта. Вряд ли на сайте с детскими товарами будет уместны превалирующие черно-серые тона, а на государственном информационном портале – кричащие, яркие цвета всех оттенков.

Для того чтобы заказчик понимал, как будет выглядеть сайт, разработчики для наглядности представляют ему упрощенные макеты страниц (эскизы). Оптимально продемонстрировать несколько вариантов дизайн-концепций, а также подготовить «демоверсию» сайта, адаптированную для мобильных устройств.

5. Верстка, программирование, тестирование

Верстка – перевод эскизов и предварительных макетов в цифровой вид с использованием языка гипертекстовой разметки HTML и CSS-стилей. Интерактивные элементы (слайдеры, меню) внедряются при помощи языка JavaScript.

На сегодняшний день веб-сайт – одна из главных визитных карточек любой компании. О том, как происходит процесс создания сайта и каковы основные этапы его разработки, рассказываем в этой статье.-2

От адаптивной верстки, которой занимается фронтенд-разработчик, зависит комфорт дальнейшего использования сайта. В частности, то, как он будет загружаться и от отображаться в любом браузере на любых устройствах. Поэтому важно привлечь к этой части работы опытного специалиста.

На стадии программирования функционала сайт превращается из статичного дизайн-макета в полноценный ресурс: начинают работать все кнопки, иконки, ссылки. Делается это при помощи языка программирования JavaScript, Python, PHP, Ruby).

После верстки и программирования сайт проходит промежуточное тестирование. Сами программисты, а также аналитики, тестировщики и заказчик смотрят, насколько работоспособным получился продукт: корректно ли отображаются все элементы, нет ли «битых» ссылок и т.п.

6. Наполнение сайта, финальное тестирование, запуск

На этом этапе сайт наполняется содержанием. Туда полностью вносят все тексты, фотографии, видео, таблицы, а потом еще раз проверяют, как он выглядит в своем финальном виде. Если все в порядке, то готовый сайт переносят на постоянный хостинг и подключают домен. Вот теперь продукт находится в свободном доступе в сети Интернет и его можно найти по его уникальному адресу.

7. Поддержка

Техподдержка нужна любому сайту даже после запуска, в том числе, для мониторинга его работы, обновления контента и устранения технических проблем. Лучше всего, если в компании будет свой специалист, отвечающий за работу сайта, который в случае необходимости станет обращаться за помощью к компании-разработчику.