Каждый 36‑й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического спектра. К тому же современные родители могут столкнуться с такими проблемами, как задержка психо-речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, интеллектуальная недостаточность.
В том числе и здоровому „нормотипичному“ ребенку в какой‑то период может быть рекомендована коррекция поведения. В этом случае на помощь приходят педагоги.
Как рассказывает сертифицированный инструктор по АВА-терапии Яна Щетинина:
— АВА-терапия — это в настоящее время один самых эффективных доказанных методов коррекции поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития. Это поведенческая наука, и основная предпосылка в том, что поведение находится в постоянном взаимодействии с факторами окружающей среды, это взаимное влияние. Мы не можем изменить людей, но мы можем изменить их поведение.
Как говорит мышка?
Журналист „Делового Бийска“ побывал в кабинете АВА-терапии и лично увидел, как все устроено.
Просторная светлая комната, ничего лишнего, маленький шатер, полка с игрушками, раздаточный материал, рабочий стол и детский стол для занятий.
7‑летний мальчик с интересом смотрит на Яну.
— Как говорит мышка? — спрашивает Яна, у нее красивый, нежный голос. И сама же добавляет: — Пи-пи!
— Пи-пи, — старательно повторяет мальчик.
— Умница! — радуется инструктор. — У тебя так здорово получается! Дай пять!
Ребенок оживленно протягивает ручку. Видно, что ему нравится такой подход. Это больше напоминает игру, чем занятие.
И сразу дальше. Яна:
— Покажи нос! Как говорит мышка?
За каждое правильное действие и произнесенное слово мальчик получает звездочку, которую тут же вставляет в специальную форму.
— А теперь постучи! — он радостно стучит по столу.
Перерыв. Теперь можно немного отдохнуть и перекусить. В награду за старания — печеньки.
Путь к АВА: через тернии к звездам
Пока мальчик отдыхает и играет, Яна рассказывает:
— АВА-система настроена не на принуждении, а на поощрении, — объясняет она. — Важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься, садился и выполнял все наши инструкции и рекомендации. Собирал жетоны и за это в конце получал приз.
В каждом случае занятия совершенно индивидуальные. При этом на занятие могут прийти и более взрослые люди, например, с расстройством пищевого поведения. Да, оно тоже корректируется.
— Нам не важен диагноз, мы занимаемся поведением, — резюмирует Яна.
Также она рассказала свою историю, так как в АВА-терапию пришла не случайно:
— К обучению меня подтолкнул личный опыт. Многие дети сталкиваются с теми или иными проблемами, коснулось это и нашу семью. Сначала моей задачей стало помочь собственным детям. И когда я осознала, как не хватает узких специалистов в нашем городе, поняла, что могу пройти обучение и помогать не только своим детям, но и всем желающим.
Образ жизни и философия
А еще, как выяснилось, АВА-терапия — это не только сфера практики, но и образ жизни, философия.
— Поведенческий анализ предопределяет все — как восприятие текущих личных проблем, так и практику воспитания детей, взаимоотношение с супругом, позволяет идти по жизни в соответствии со своими ценностями. Однажды столкнувшись с проблемами, которые, казалось, невозможно решить, я пришла в АВА и начала обучение у педагога с мировым именем Юлии Эрц. А дальше в мою жизнь пришло много новых понятий — жетоны, кураторы, супервизии, руководящий контроль и первые клиенты. Дети с расстройством аутистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, задержкой психо-речевого развития и интеллектуальной недостаточностью — вот постоянные гости моего кабинета. И уже есть первые результаты. Система работает, и этим восхищает. Так, у детей с огромным количеством нежелательного поведения сформировано поведение слушателя, учебное поведение, восполняются различные дефициты поведения.
Мы учимся завязывать шнурки, есть ложкой, говорить, просить, читать — эти и многие другие навыки необходимы для жизни человека. Сделать жизнь маленьких гостей полноценной, счастливой, комфортной — вот моя цель.
Также Яна назвала некоторые „красные флаги“ аутизма, то есть на что стоит обратить внимание родителям маленького ребенка: у него нет указательного жеста, неустойчивый взгляд, плохое понимание обращенной речи, отсутствует эхолалия (повторение чужой речи). Это не повод бить тревогу, но право насторожиться и обратиться к специалисту.
— Если однажды поведение ребенка насторожит вас, покажется странным, появятся вопросы, вам стоит обратиться к специалисту. Не закрывайте глаза, не ждите, что он перерастет, не ждите чуда. Возможно, вашему ребенку нужна помощь, и чем раньше вы это осознаете и примете все меры, тем лучше прогнозы для вашего малыша, — говорит Яна Щетинина.
В этом кабинете она работает совместно со вторым инструктором Екатериной Мурадовой, вместе они получили сертификаты, а также посетили один из лучших центров (Новосибирск) коррекции речи и поведения „Ариэль“.
Виктория Тарасенко