Ко мне часто обращаются за советом друзья и знакомые автомобилисты с просьбой помочь найти неисправность в их "железных конях". У кого с мотором беда, кто-то не может найти, что в подвеске стучит, но один из самых часто задаваемых вопросов по теме неисправностей - это вибрация при движении автомобиля.
Хорошо, когда машина едет гладко, будто плывет по дороге, особенно на какой-нибудь платной дороге. Но совсем другое дело, когда езда превращается в передвижение по стиральной доске - то весь кузов трясет, то в руль отдает, то вообще будто бы раскачивает. Причин у такого поведения целая масса, но самой основной являются, естественно, колеса.
Поэтому первое, что я всегда рекомендую проверять в случае проявления подобного признака - проверять колеса.
Зачастую за этим следует вполне логичный вопрос - а что их проверять то, конкретно, куда смотреть и на что внимание обращать?
Казалось бы - приехал в шиномонтаж, тебе там колеса разуют/обуют, дырочку залепят, накачают и отбалансируют. Что ещё нужно - ставь, езди да радуйся. И в большинстве случаев этой процедуры хватает "за глаза". Шиномонтажники вообще рекомендуют пару раз в сезон заезжать на балансировку колес - штука нужная и полезная.
Однако случается и так, что все в порядке: и диски ровные, и резина новая, все хорошо и качественно отбалансировано, но вибрация совсем никуда не девается. И в таких случаях уже начинаешь "рыть" дальше, в чем может быть причина. Предлагаю пробежаться по нескольким основным местам, которые являются источником появления посторонних вибраций на ходу.
Подвеска
Естественно, при поиске виновников тряски автомобиля никуда без проверки этого узла, а если быть точнее, то всех узлов. Вибрации могут запросто возникать хоть от потрескавшихся сайлентблоков, хоть от изношенной шаровой и тем более от "уехавшего" развала-схождения. Один из главных элементов, на который стоит обратить внимание - рулевые наконечники.
В этом случае вибрации, очевидно, будут передаваться прямиков в руль. И тут хоть колеса местами меняй, хоть резину переобувай - пока подвеску не отремонтируешь, проблема так и будет преследовать.
Конечно, до абсурда поиск причин в подвеске тоже доводить не стоит, и установленная неоригинальная стойка стабилизатора вряд ли даст такой эффект. Если подвеска не гремит и на полную замену не просится, то стоит обратить внимание на другие узлы.
Двигатель
Львиная доля вибраций, передающихся на кузов и ощущающихся водителем и всеми пассажирами в салоне, идет непосредственно от силового агрегата. Тут стоит пояснить. Если мы ищем вибрации, пропорционально растущие с увеличением скорости автомобиля, то винить в этом неровную работу двигателя можно едва ли.
Единственный узел, из-за которого на кузов может передаваться несколько больше вибраций, чем "обычно" - опоры двигателя. "Подушки" порой выходят из строя, а уж если они представляют из себя не просто кусок резины, скорее сложный механизм с гидравлической жидкостью, то при их выходе из строя вибрации точно обеспечены.
Тут все же следует уделить больше внимания ходовой части, а именно трансмиссии в целом.
Трансмиссия
И здесь уже причин вагон и маленькая тележка. Лично я на своих автомобилях сталкивался с огромной их массой и поделюсь, так сказать, личным опытом из первых уст.
Первое, что "яндексится" по запросу "вибрация на скорости" - это "замените внутренние ШРУСы". Ответ небезосновательный и в большинстве случаев виноваты именно трипоиды, передающие крутящий момент непосредственно на привода и далее через внешние шарниры на колеса.
Стоит отметить, что некачественные детали от фирм аналогов-заменителей порой не дают никакого эффекта. Владельцы продолжают искать причины, и в конечном итоге, заменив всё и вся, возвращаются к замене ШРУСов на более качественные. Как итог: никаких вибраций.
Важно: эта неисправность проявляет себя непосредственно при наборе скорости, с 90% вероятностью виновник именно внутренний ШРУС, если после набора скорости и при сбросе газа тряска, передаваемая на кузов, пропадает.
Проблемным участком может служить и внешний ШРУС, особенно если пыльник на нем уже рваный. С подобным случаем мне приходилось сталкиваться на собственном автомобиле, шарнир банально подклинивал, на низкой скорости этот дефект проявлялся подергиванием руля.
Ко всему прочему, в эту же стезю стоит отнести разного рода подвесные подшипники, приводы и карданные валы. С карданами и их подшипниками на заднеприводных или полноприводных авто все предельно ясно - тут и крестовины выходят из строя, и подвесной, если он есть, может быть не в ресурсе, оттого и вибрации на разных скоростях.
А вот на переднеприводных авто нередко используется промежуточный вал для передачи крутящего момента самому отдаленному от КПП колесу. Проблема в основном все та же - выходящий из строя подвесной подшипник.
В ту же "степь" отнесу ещё один немаловажный фактор, про который, почему-то в погоне за поиском источников вибрации также забывают - ступичные подшипники. Конечно, сложно не заметить стойкий гул, нарастающий по мере увеличения скорости, от отходившей свое ступицы. Однако про эту проблему забывают, мол, гудит и гудит, колесо вроде бы не болтается, значит вибрация тут не при делах.
На самом деле очень даже "при делах", если гудит, значит уже выходит из строя. Лично мне замена подшипника на одном из автомобилей помогла решить проблему вибрации.
Вообще, про борьбу с тряской и вибрациями от элементов трансмиссии вам лучше всех расскажут "ниваводы", об этой проблеме они, кажется, знают если не всё, то почти всё. Однако источником вибраций может быть и сама коробка передач.
С такой проблемой я тоже сталкивался, и проявляла она себя лишь в коротком диапазоне оборотов двигателя, но вибрация на кузов передавалась ощутимая. Томить и расписывать все обстоятельства не буду, скажу лишь, что виновником был изношенный гидротрансформатор АКПП, который пришлось ремонтировать (фрикционные накладки со временем стерлись, "бублик" пробуксовывал и создавал те самые вибрации). После чего все вибрации на тот момент пропали.
Тормоза
Ещё один немаловажный и при этом довольно вибронагруженный узел в автомобиле. Зачастую источником вибраций тут служат изношенные тормозные диски. Кривые, веденные, стертые - каких только мне не приходилось видеть. Но есть один важный момент: тряска и вибрации от неровных тормозных дисков передаются непосредственно в момент торможения. В остальных случаях, например, при разгоне или езде накатом никаких вибраций от дисков не идет.
А вот закисшие направляющие суппортов или подклинивающие поршни в них - запросто могут давать ту самую "дрожь" и при торможении и при ускорении. Виновниками, в том числе, могут быть колодки. Если перебрали уже все вышеописанные причины, то не лишним будет и с тормозами навести порядок.
Что делать, если проверил всё, ну, прям ВСЁ из вышеописанного, всю голову сломал в поисках причины вибрации, а машину на скорости все равно трясет?
Ключевой момент, к которому нужно отнестись со всем вниманием - это всё-таки установка колес. Мало просто стоять в сторонке у шиномонтажа и дожидаться, когда мастер, с горем пополам налепивший в три слоя грузики на обод колеса, до треска затягивает пневмоинструментом болты.
После подобных "мастеров" и возникают все проблемы. Важно не затянуть со всех имеющихся сил гайки/болты, а сделать это равномерно и с подобающим усилием. В идеале с использованием динамометрического ключа. Над этим могут посмеяться бывалые мастера, одним балонником перебирающие половину машины, но это все-таки не шутки, а безопасность в первую очередь.
Внимание стоит обратить и на поверхности диска и ступицы, которые соприкасаются между собой. Никакой рыхлой ржавчины, отвалившейся от дисков краски и прочего мусора между диском и ступицей быть не должно.
И ещё один важный нюанс.
При установке колес нестандартного размера с отличающимся центральным отверстием от выступа на ступице необходимо использовать центрующие кольца. На них не держится колесо, переживать за то, что они пластиковые и их обязательно сомнет, не нужно. Эти колечки помогают правильно относительно центра ступицы выставить колесо и затем равномерно притянуть его к ступице.
В этом моменте чаще всего и возникает тот самый перекос из-за которого пускай немного, но пропадает соосность диска и ступицы. Отсюда-то и идут вибрации.
Конечно, я не открываю каких-то секретов, об этом, казалось бы, итак все знают. Однако проверить подобные моменты будет не лишним. Ведь именно очевидные вещи, как правило, забываются в первую очередь.
Уверен, что выше практически полный список того, почему возникает вибрация при езде на машине. Если у вас есть, что добавить - обязательно делитесь в комментариях.
Пишите, с какими причинами возникновения тряски автомобиля при езде вы сталкивались, будет интересно почитать.
Спасибо за внимание.