О слове, которое нерушимо; о приключениях в самой приятной компании; о власти, бок о бок идущей с ответственностью, о безграничной вере, когда все остальные против; о ценности человеческой жизни и мечте, воплощенной в реальность.
Спустя 10 лет: визирь-взяточник, переодевания в несвойственные одежды ради благой цели, желание переворота во имя власти, холодная месть под терпким соусом, секта в глухой степи и тянущееся хвостом прошлое.
Отзыв на книгу Юлии Рахаевой "Шаукар"
Это шестая прочитанная мной книга разросшегося (и разрастающегося по сей день!) авторского цикла, где самое удивительное в том, что части (но на мой взгляд, не все!) можно читать обособленно без привязки к предшествующим событиям. Так я прочла самой первой одну из последних в цикле историй, «Брат Вереска», о братьях-сыщиках из Айланорте. Именно они стали тем толчком, после которого с уверенностью рекомендуешь историю другим и читаешь при любом возможном случае авторские сюжеты, проникаясь в мир, достаточно похожий на наш, но с рябью в зеркале – это и причудливые названия, и облик персонажей, и используемые языки, и легенды, и сверхъестественная нотка. После «Вереска» были и другие книги, которые (почти) также оставили свой след, но…
…всё то было до дилогии о Юргене Шу, молодом человеке с неуемным любопытством и желанием проявить себя, и предводителе кочевых племен-сарби, великом шоно Оташе, мудрость и сила которого удивляет даже более взрослого и современно (здраво)мыслящего человека. Нет, Эскоты не сдали позиции, но «Хозяин степи» и «Шаукар» простираются совершенно в иной плоскости, подбираясь к сердцу, сжимая и разжимая кровоток, что каждое событие воспринимаешь чутко, лично и с валерианой. Ведь сама атмосфера города, созданного из ничего в бескрайней степи, дарит ощущение точки, коренного местоположения, откуда все берет свое начало.
Одним из любимых занятий визиря Шоносара Юргена Шу был завтрак на балконе с видом на озеро Шаукар. Когда дворец был только достроен, и Юрген впервые вышел на балкон, у него перехватило дыхание от этого необыкновенного вида. Он вспомнил о своей любимой крыше в Нэжвилле, куда он однажды приводил Оташа, чтобы показать ему море. И пусть Шаукар не был морем, но по своей красоте он ему не уступал. Сейчас, когда солнце уже встало, озеро казалось лазурно голубым, отражая в себе чистое безоблачное небо. Юрген сидел в ажурном резном кресле за небольшим столиком, пил ароматный фейсальский кофе и любовался озером и набережной.
Здесь построен Шаукар, город, где сарби могли осесть и жить в доме, а не переносном гере; здесь протянулась нить к уже знакомым нам (по дальнейшим книгам) персонажам – к хулигану-наследнику Нэжвилля Шелдону, к двоюродному брату Юргена Феликсу, к сыну главного ловчего крокодила Омари Неру и к бывшему карманнику-лекарю Рэнди. Здесь возводится сыскной Алмазар, строится театр и перевозится зверинец; здесь юный темнокожий Неру хватает воришку Рэнди, Феликс только-только зачисляется на профобучение шпионскому искусству, а Шелдон неуправляем, упрям и поспешен с выводами; здесь они находят друг друга, чтобы линии, однажды пересеченные, дали в будущем свои плоды (какие – читайте, несомненно, дальше, чтоб не стоять на пороге). Здесь, как и в «Хозяине степи», отсчет времени того, что не могло не начаться. А раз началось…
…значит, все на своем месте. Хотя, может, и не так, как себе представлялось. Юрген по-прежнему находит приключений на интересное место, не забывая об ответственности: за вверенных людей и брата. Юрген оттачивает навыки безжалостного убийцы и бинтует конечности врагам. Юрген проектирует внешний вид города, вызывая восхищение у прибывших, и совершенно не заботится о внешнем образе себя, выпивая в таверне с персоной нон грата одной из соседних стран, без зазрения совести взяточничествуя на благо Шоносара и покуривая кальян. Юрген находит свой истинный дом, желая лишь перебраться из степи в город, а из города затем выбраться на бескрайние просторы. Юрген там, где и должен быть: по правую руку возле Оташа. А возле великого шоно никогда не бывает спокойно и гладко: здесь убивают девиц для забавы из непристойных домов, похищают детей, пытаются выдать себя за другого, распространяют наркотик и преследуют собственные цели, уж точно отличные от бескорыстия. Но пока плечом к плечу стоят Юрген и Оташ, пока рядом с ними нэжвилльские сыщики, пока в саду дворца собираются в свой круг их младшие усовершенствованные копии – этот мир в лучшей версии себя, а интриги и тайны придают ему особую пикантность.
(Несомненно, чтобы Юрген не скучал).
«Шаукар» - это история уже повзрослевших главных героев «Хозяина степи» спустя десятилетие. Они через многое прошли, а жизнь, подкидывающая раз за разом новые задачи, требует решений, жертв, борьбы и непростого выбора. Город подбрасывает проблем, а приезд долгожданных гостей-подростков и вовсе наводит смуту, за которой очень интересно наблюдать.
п.с.: очень раскрылась Сабира, сильная и умная женщина с характером и… нерастраченным материнским чувством. Второстепенные герои – Акст и Брунен как-то оба прошли мимо меня, в то время как второстепенные персонажи в «Хозяине степи» - Рейн (какой м-мужчина!) и Найтли – показались намного ярче. Ловчий крокодил Омари из плохиша перекочевал в самое сердце – тому способствовала разнообразная помощь в шаукарских делах, но особенно – отношение к сыну-подростку, это подкупает читателя.
п.с.2: переодевания в женские одежды - это что-то уже постоянное и очень забавное! Невозможно не вспомнить о создании образа Элишер еще в "Хозяине степи", и такой флэшбэк - невероятно улыбателен:
Юрген, Мертен и Шелдон уже собирались покинуть дворец, когда их заметил Омари.
– Что я вижу? – расплылся в улыбке он. – Неужели моя Элишер вернулась?
– Какая ещё Элишер? – удивился принц. – Он сказал звать его Панья.
– Он и мне так говорил, но звали его всё равно Элишер, – ответил Омари.
п.с.3.:А еще меня, как сознательно избегающую азиатские книги, но без ума находящуюся от всевозможных легенд и мифов, наличие сказания о Юки-Онне и авторская интерпретация порадовали как никогда..
– Значит, ты повстречался с настоящей Снежной женщиной? – проговорил Ким.
– Не знаю, насколько она настоящая, но у них в роду ходит легенда о самой первой Караель, рождённой из снега, – ответил Шу.
– Вдруг так оно и было?
– У меня аж мурашки по коже.
Вы все еще сомневаетесь? Читать (на литрес)! И утопать в душевном тепле.