«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает…» (тропарь Великого Четверга)
В Великий Четверг служится Литургия Василия Великого и трижды поется: «Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Вспоминая в Великий Четверг Тайную вечерю, мы радуемся возможности приобщаться таинству Евхаристии вместе с апостолами.
Но в этот же день вспоминается и предательство одного из учеников Христа.
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви́? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф.26:20-25)
Один из двенадцати уже предал Господа, получил за это плату, но страх шевельнулся и в душе одиннадцати ни в чем не повинных учеников. «И скорбяще зело» они спрашивали у Учителя: «Не я ли, Господи?», - больше доверяя Господу, чем себе.
«Без мене не можете творити ничесоже». (Ин.15:5) Но: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (Флп. 4:13)
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». (Инн. 6:53-576)
После вечернего входа и «Свете тихий» читаются три паремии, три отрывка из Ветхого Завета, пророчески предваряющие Тайную вечерю.
Первая паремия напоминает о встрече Израиля с Господом у горы Синай.
«И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти… И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою…. На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». (Исх.10:10-19).
Народ Израильский увидел Славу Божию и убоялся.
Спаситель, рядом с Которым без страха возлежат Его ученики, предлагает им, а через них и каждому человеку, Свои Тело и Кровь. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною». (Инн. 6:57)
«Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». (Лк.22:20)
Второй отрывок читается из Книги Иова. (Иов.38:1-23; 42:1-5) Многострадальный Иов, при помощи друзей, безуспешно пытается осмыслить постигшие его несчастья. Наконец, Господь Сам является Иову и говорит с ним. В присутствие Бога все вопросы снимаются сами собой, как не имеющие цены. «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя.»
Третья паремия представляет собой пророчество Исайи о страстях Христовых и о торжестве Его.
«Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их. Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете. (Ис. 50:4-11)
«Время приступить к Страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростью и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос». (Свт. Иоанн Златоуст).
В этот особенный день во время литургии вместо Херувимской песни исполняется песнопение причастия: «Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, / Сы́не Бо́жий, / прича́стника мя приими́; / не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, / ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, / но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: // Помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.»
«Мы должны верить всем сердцем в то, что, причащаясь Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, мы действительно едим Плоть Христову и пьем Кровь Его. И да не усомнится никто из нас, видя, что хлеб остается хлебом и вино остается вином и что имеют они вкус хлеба и вина. Да не усомнится никто в том, что это не простое вино и не простой хлеб, а подлинные Тело и Кровь Христовы». (Свт. Лука Крымский)