Найти тему
ART-Лекторий

25 произведений искусства, которые нельзя пропустить в Музее современного искусства Нью-Йорка.Часть I

Музей современного искусства Нью-Йорка (MoMA) - это место, где стоит побывать, если вы хотите узнать о современном искусстве. На протяжении почти столетия музей играет важную роль в сборе и показе современной архитектуры, дизайна, графики, живописи, скульптуры, фотографии, кино и цифровых медиа.

Музей также пересмотрел свой подход к показу своей коллекции, которая теперь включает в себя почти 200 000 произведений искусства, охватывающих 150 лет, меняя ее каждые несколько месяцев и создавая мини-выставки, посвященные конкретным художникам, эпохам, медиумам, идеям.

Ниже вы можете увидеть интересные работы из фондов музея, которые в настоящее время выставлены на выставке.

Поль Сезанн, «Купальщик», ок. 1885 г.
Поль Сезанн, «Купальщик», ок. 1885 г.

Картина Поля Сезанна, изображающая молодого купальщика, атмосферна и уходит корнями в импрессионизм. Здесь художник передает перспективу исключительно за счет применения различных оттенков синего и серого. Работа была выставлена вместе с некоторыми из ее коллег в галерее, посвященной самой первой выставке МоМА «Ван Гог, Сезанн, Сёра и Гоген», состоявшейся в ноябре 1929 года. Сейчас его можно найти в галерее 503 вместе с его кубистическими последователями.

Винсент Ван Гог, Портрет Жозефа Рулена, 1889
Винсент Ван Гог, Портрет Жозефа Рулена, 1889

Портрет Винсента Ван Гога, изображающий его почтальона и друга Жозефа Рулена, был включен в самую первую выставку МоМА «Ван Гог, Сезанн, Сёра и Гоген» в ноябре 1929 года. Впоследствии она переехала в галерею 504, которая вращается вокруг художественного движения Венского сецессиона, сформированного группой австрийских художников в начале 20-го века.

Йозеф и Якоб Кон, Колыбель ребенка (модель 1573 г.), ок. 1895 г
Йозеф и Якоб Кон, Колыбель ребенка (модель 1573 г.), ок. 1895 г

Эта колыбель находится в галерее Венского Сецессиона, которая открылась в июле 2023 года. Там он находится в диалоге с другими предметами дизайна и мебелью, плакатами с выставок Сецессиона и картинами художников, которые были частью движения, а также с некоторыми незваными гостями, такими как Эрнст Людвиг Кирхнер, который был членом Нового Сецессиона.

Эта колыбель включена в качестве предшественника для многих работ в галерее. Она прочная, легкая и инновационная по форме, и по своей конструкции — она сделана из гнутых кусков древесины, отлитых паром, — предвосхитила преобладающий стиль модерна.

Анри Матисс, «Женщина на высоком табурете» (Жермен Рейналь), начало 1914 г.
Анри Матисс, «Женщина на высоком табурете» (Жермен Рейналь), начало 1914 г.

Эта картина начиналась в очень ярких синих, зеленых и оранжевых тонах, прежде чем она была в значительной степени покрыта серым.

Анри Матисс,- УРОК ФОРТЕПИАНО 1916
Анри Матисс,- УРОК ФОРТЕПИАНО 1916

Она находится рядом с другой его работой, «Урок фортепиано» (1916), в галерее, посвященной художнику. «Урок игры на фортепиано» — это портрет сына Матисса Пьера в гостиной семьи, где на заднем плане видна «Женщина на высоком стуле».

Лигия Кларк, «Внутри — это снаружи», 1963
Лигия Кларк, «Внутри — это снаружи», 1963

Бразильская художница Лигия Кларк начинала как художник-абстракционист, позже обратилась к трехмерным объектам. В этой скульптуре Кларк превращает лист нержавеющей стали в открытый объем без четкой передней или задней части, без внутренней или внешней стороны и без устойчивой формы. Она сочетается с работами польского скульптора Катажины Кобро, которая исследовала отношения «между пространством, содержащимся внутри скульптуры, и пространством, расположенным за пределами скульптуры».

Джозеф Стелла, «Первый свет», ок. 1928 г
Джозеф Стелла, «Первый свет», ок. 1928 г

Джозеф Стелла родился в Италии и приехал в Нью-Йорк в возрасте 19 лет, часто путешествуя между Соединенными Штатами и Европой. Эта картина находится в галерее, посвященной модернистским изображениям американского пейзажа. В то время как многие художники здесь заимствуют стили и техники, разработанные в Европе, центре движения в 1910-х и 1930-х годах, они привносят в свою тему безошибочно американский колорит.

Агнес Пелтон, «Фонтаны»,
Агнес Пелтон, «Фонтаны»,

Более мистический подход к пейзажной живописи можно найти в этой почти абстрактной работе Агнес Пелтон. Расположенная в той же галерее, что и «Стелла», она демонстрирует широту способов, которыми американские модернисты изображали природу.

Джейкоб Лоуренс, Железнодорожные станции на Юге были переполнены людьми, уезжающими на Север, 1940-41 гг
Джейкоб Лоуренс, Железнодорожные станции на Юге были переполнены людьми, уезжающими на Север, 1940-41 гг

«Миграционная серия» Джейкоба Лоуренса, частью которой является эта работа, состоит из 60 картин, изображающих исход афроамериканцев из сельских районов Юга на промышленный Север, начиная с 1910-х годов. Лоуренс использовал последовательные изображения и описательные заголовки, чтобы рассказать историю определяющего опыта чернокожих.

Хосе Клементе Ороско, пикирующий бомбардировщик и танк, 1940 г.
Хосе Клементе Ороско, пикирующий бомбардировщик и танк, 1940 г.

Эта шестипанельная фреска мексиканского художника Хосе Клементе Ороско была выставлена в Музее современного искусства с момента его повторного открытия в 2019 году. Он имеет долгую историю сотрудничества с музеем, будучи заказанным учреждением в 1940 году для выставки «Двадцать веков мексиканского искусства». Выполненная всего за 10 дней, она представляет собой зловещее изображение военной машины. В этом году, в соответствии с замыслом Орозо, панели картины были переставлены. Новая конфигурация, соответственно, делает акцент на хаосе, а не на единстве.

Т.С. Пушка, две пушки Арикара, 1973/1977
Т.С. Пушка, две пушки Арикара, 1973/1977

Это полотно художника Т.К. Кэннона, расположенного в племени кайова-каддо, является одной из первых картин индейского художника, приобретенных Музеем современного искусства. В настоящее время она висит в галерее, получившей название «Разделенные Штаты Америки», которая посвящена активистскому и социально сознательному искусству 1960-х и 1970-х годов. Изображая коренного американца с двумя пистолетами, небрежно лежащими на коленях, эта работа является важной предшественницей фигуративных картин современных цветных художников, таких как Керри Джеймс Маршалл, Джордан Кастил и других.

Кейт Миллетт, «Пианино и табуретка», 1965
Кейт Миллетт, «Пианино и табуретка», 1965

Инсталляция Кейт Миллетт Piano & Stool, деревянное пианино и табурет ручной работы, находится в той же галерее, что и Розенквист. Под рубрикой «Domestic Disruption» текущая подборка произведений поп-арта фокусируется на различных взглядах художников на потребительскую культуру и повседневную жизнь 1960-х годов. Миллетт была известна как писательница-феминистка и активистка, но, как свидетельствует эта работа, она также создавала причудливые и остроумные скульптуры, как правило, из найденных предметов.

Джеймс Розенквист, Doorstop, 1963
Джеймс Розенквист, Doorstop, 1963

Заходя в галерею, посвященную поп-арту, многие не замечают инсталляцию Джеймса Розенквиста, потому что она подвешена к потолку. Если вы не знаете, как его искать, или случайно не видите этикетку, его легко пропустить. Картина с планировкой квартиры, Doorstop включает в себя несколько лампочек, одна из которых обычно не горит. Некоторые наблюдательные посетители сообщают об этом в музей, но так и должно быть. Осенью планируется переезд в галерею, посвященную Coenties Slip, где группа художников поселилась в районе из трех кварталов на южной оконечности Манхэттена в 1950-х и 60-х годах. Там такие люди, как Роберт Индиана, Эллсворт Келли, Агнес Мартин, Джеймс Розенквист, Ленор Тоуни и Джек Янгерман, среди прочих, имели студии в дешевых лофтах вдоль набережной города.

Продолжение следует во II части.

Фото: Музей современного искусства, Нью-Йорк Источник: artnews.com