Из воспоминаний прапорщика Анатолия Яворского
В разгар лета 80-го вышел крайний срок, и мой музейный экспонат с таинственным обозначением Подвижной Узел Связи П-299 списали с баланса войсковой части. На неопределённое время я остался не у дел, и не было бы ни тоски, ни печали, как говорится, да черти накачали…
Списав мою благоустроенную для военно-учебных действий аппаратную подвижного узла П-299, начали освобождать КУНГ. В учебный корпус поставили два полукомплекта Р-405, туда же установили системы уплотнения, а вот телеграфный аппарат на 421-ю спихнули. КУНГ сняли с базы, оставили в автопарке, через неделю он вообще исчез. Какому-то начальству на дачу отвезли или просто на сторону продали – истории уже неизвестно.
Вскоре набегает зампотех, сообщает, что формируется батальон с отправкой на целину, твою ГАЗ-66 включаем в него, надо ставить кузов. Родной кузов, с которым поступила машина, сразу тогда сняли и переставили на ГАЗ-63, подрезав переднюю часть под более короткую его базу.
И вот пошло кино, вино и немцы, ставим на мою машину кузов-маломерку. Замастрячили на старые крепления, а между кабиной и кузовом загашник в два колеса. С виду машина урод-уродцем, тем более, что дуг держания тента вообще найти не смогли, ляпали, как получалось. Хорошо ещё, что целинный батальон отправляли в спешке и особо к технике не приглядывались, не придирались.
Батальон ушёл, я без аппаратной, пришлось шарохаться по нарядам. Дежурный по автопарку, дежурный по связи, инспектор ВАИ и снова по кругу. Прошёл слух про учения, мне применения нет – без машины, связи имею только половые. Не пришей рукав к жилетке, как говорится.
И вдруг прилетает разнарядка на получение новёхонькой бортовой ГАЗ-66. Получили, комбат вызывает, вот тебе машина, говорит, на учения поедешь начальником линейной команды. Кузов оборудуешь под установку катушек с П-274. Это всем известный кабель-полевик.
Получив назначение, обрадовался, вспомнил, что варил такую конструкцию раньше. Где-то на складах она может храниться, или на хоздворе лежать. Прошарили автопарк, откопали на свалке металлолома. Очистили от ржавчины, покрасили, установили. Дальше надо было что-то удумать с ящиками для полевых телефонных аппаратов ТА-57.
Сходил на артсклад, выпросил ящик, пришпандорил на него петли, чтобы закрывался на замок. С боевой составляющей покончили, теперь кумекать с бытом. Водитель в кабине в гамаке отдельное место имеет, а мне с бойцами-линейщиками где ночевать на учениях? Пришлось делать две лежанки. Двое на лежанках будут спать, двоих на полу кузова просто на матрасах пристроим. Машину оборудовали – всё, линейная команда к учениям готова.
Выезжаем на учения, встаём на Кадушке. Протягиваем между аппаратными всего две линии, и всё. Бьём балду с утра до вечера, жрём да спим. Недалеко пройдёт стадо коровёшек с колхоза Ленинград при посёлке Первомайском, линию на перегоне обязательно порвут. Появись начальство, а мы тут как тут, словно бы и делом занимаемся?
Линейщики мои прикапывали кабеля в грунт на пяток сантиметров, заставил их углубить полёвку сантиметров до двадцати, чтобы вообще никто нас не задевал. Кабеля рвать перестали, но на сердцах непонятное беспокойство, осадочек образовался – коровы ходят мимо! Мимо?
Как это мимо? Бойца одного, водилу своего спрашиваю: «Ты вроде казах? А коров доить умеешь?» «Казах, и коров доить умею!» – без тени сомнения отвечает боец. Смеюсь: «Что же ты молчишь-то, негодник? Мимо нас молоко парное ходит, а он ни сном, ни духом, понимаемо ли?!»
Словом, тем же днём отбиваем от стада корову с дутым выменем, пригоняем в капонир. Казаха на дойку, сами на стрёме. Казах надоил трёхлитровку, возвращаем корову в стадо, все довольны. Мы сыты, и корове не убыток.
Тягали мы коровушек почти неделю, и брали с коровы только на попить. А в тридцати метрах в отдельном капонире была припаркована идеологическая шарманка замполита. Все учения он проводил при ней неотрывно, матрасик бросит да полёживает в тенёчке КУНГа, в прохладе, работник. Замполит засёк, как мы коров за сиськи дёргаем, и молочко оттого имеем, конечно, но отдельной доли себе не требовал и молчал до поры, до времени.
Подошло время второго этапа учений, переезжаем. На новом месте ни одной линии не кинули. Сидим, отдыхаем, стоим далеко от основного построения аппаратных, спим, жрём, свою машину только караулим, охраняем.
Провоевали так почти неделю, следующий этап учений с переездом в Кум-Даг. Пригнали нас на место, определили точку возле каких-то развалин. То ли старой крепости, то ли отставленного людьми и заброшенного кишлака.
Находит нас зампотыл, говорит, с батальона на колёсах вы одни, указывает на точку стоянки Р-409, будете возить завтраки, обеды и ужины. А на пути следования поставили шлагбаум, на нём комендантская рота в белых касках и белых ремнях, стоят с автоматами – чужим дороги нет!
Ладно, один день возим, второй день, на третий бежит командир взвода АХО, начальник пункта хозяйственного довольствия (ПХД) Иван Харечко: «Ты харчовку возишь, а Кум-Даг проезжаешь?» «Кажный день через него раза по три туда-сюда проезжаю!» – отвечаю. «Слушай, такое дело, водки надо прикупить, кончается! Я тебе бабки дам, прикупишь ящик и минералки пару ящиков?!»
В общем, тем же днём подъезжаю к магазину, закупаем, что заказано. Успели водку закинуть в кузов, второй ходкой несём с водителем по ящику минералки. А там среди всей дороги межполосный отбойник высоты сантиметров семьдесят. Несём, смотрим, на противоположной стороне дороги тормозит машина ВАИ с начальником автослужбы дивизии. Вылезает он из кабины, машет, подойти к нему.
Шепчу водиле, мол, спокойно закидываем минералку в кузов, рвём отсюда, будто никого не видели. Так сбежали, свернули на просёлок, чтобы не светиться на шлагбаумах, в лагерь подъехали через КПП со стороны развалин. Заказ быстро скинули на ПХД, машину ставим на место. Научаю водителя откинуть кабину, снять карбюратор и масляный фильтр, и сидеть возле машины с умним видом, будто бы занимаешься делом. Сам петляю к Харечко на ПХД.
Книга о службе в Советской Армии: МАЙАМИ В ТУРКЕСТАНЕ <= ссылка. Сборник рассказов и баек: ДЕЖУРНЫЙ ПО КТУРКВО <= ссылка................... Военно-историческая повесть: КЕРЖАК <= ссылка............................................... Детективная драма: ГОРЮШКО ОТ УМИШКА <= ссылка...................................
Спустя час в лагере появляется машина ВАИ начальника автослужбы дивизии. Службист сразу же направляется к моей машине, находит занятого делом водилу. Начинает его пытать, мол, что да как, да куда выезжал? А казах мой молодец, понимает, когда нормально говорить, или когда дурачка включать, и каким наречием нежеланное начальство отваживать: «Так точно, тарисся майора, ехаль на четыреста девять, кушать возила!» «А где начальник твой?» «Да там, со всеми на ПХД сидеть, козла стукать!»
Теми же ногами службист идёт к нам. А мы все трезвые, не ужинали ещё, сидим кружком, в доминишко рубимся. За парой вопросов, отвечаю службисту, что та машина за мной, по три раза в день езжу на точку, людям пищу вожу. Вот и сейчас, дескать, ужина дождусь, отхарчуемся, загрузимся и людям на боевой пост покушать повезём.
«В Кум-Даге, значит, был и водку в магазине покупал?» Но нас этим не проймёшь: «В Кум-Даге был, товарищ майор, сигареты брал, а на водку у меня лишних денег нет?!» – отмазался я и демонстративно вывернул карманы.
Позлился начавтодив, конечно, а за руку не пойман, не вор. Водку в лагере искать всё равно бесполезно, машинку мою не арестуешь, потому что возит людям харчи, на стоянку не отгонишь. Уехал обиженный, несолоно хлебавши, зато с претензией на будущие наши встречи.
Учения закончились, батальон вернулся домой. Собрание, разбор учений, типа, хорошо, отлично отработали, но тут поднимается замполит, заводит шарманку: «Вот, чего хочу сказать, тарищи офицеры и прапорщики! Все связисты при деле, связь качают, а Яворский со всею линейной командой стоит далеко на отшибе и коров подаивает?!»
Прапорщик у нас был бесстрашный Ракитин Вова, имел кликуху «Репа», службу волок техником ГСМ. Вот тянет он руку, встаёт и вслед словам замполита смеётся: «А вы, товарищ майор, лишнего на нас не наговаривайте! Лучше за собою смотрите! Вы вот рот закрыли, и ваш рабочий день закончился, после чего прыг на матрасик и в тенёчек под машину? Хоть бы раз хоть какие-то газеточки привезли и раздали, а то ведь нам и посрать пойти не с чем?!»
Смеху было много, после этого собрания замполит стал «указывать» реже, потому если попросит слово на каком-либо очередном совещании, ином ли собрании, так обязательно получает смешки. Только лишь заведёт шарманку про связистов: «А вот связисты...» Так его со всех сторон и поддерживают: «А Яворский коров доит?» «А вы без газеточки?» «А нам и посрать-то пойти не с чем?» Умора...
Зато товарищ начальник автослужбы дивизии на меня взъелся не на шутку. История с водкой поднесла ему первый облом с наложением наказания, а второй был таков:
Буквально вскоре мне пришлось ещё раз над ним поиздеваться. Я со своею линейной командой ремонтировали кабеля на Ключик. Проезжали мимо большого помидорного поля. Едем раз, значит, останавливает башлык колхоза и предлагает помидоры. Уродилась их тьма-тьмущая, а не уберёшь вовремя – жалко, пропадут, гнить начнут.
Предлагает не за просто так, а с условием: мы помогаем собрать урожай помидор, за работу забираем каждый пятый ящик! Ящик вмещал в себя 10 килограмм плодов.
Говорю своим бойцам: «Помидор хотите прямо с куста? Вперёд на уборку, каждый пятый ящик относите в кузов!» Солдатам не отвертеться, пошли в поле. Шишигу свою мы тоже прямо на поле загнали, чтобы таскать было ближе.
Как понятно, в то же время по шоссе с Фирюзы возвращался начавтодив. Заметил в поле ГАЗ-66, и понял, вроде как очень знакомую, подъезжать и выяснять почему-то не стал. Отработали некоторое время, кузовок помидорами заполнили и едем домой. Подъезжаем к городу, пост госавтоинспекции, на посту вдруг ВАИшник знакомый стоит. Останавливает нас, предупреждает: «Начавтодив заметил, как помидорки собираете – остерегаться вам надо бы?!»
Предупреждён – значит, вооружён! Разворачиваемся и съезжаем на нижнюю просёлочную дорогу под Бикровой. Подкрадываемся с другой стороны, там другой ВАИшник нас дожидается: «Слушай, тебя все ищут! Разворачивайся и давай, езжай, как хочешь, окольными путями!»
Выезжаю снова на фирюзинскую дорогу, еду мимо второй радиостанции, через неё въезжаю в Бикрову, далее на колхоз «Ленинград», от него подъезжаю на КПП, там тоже ВАИшник: «Тебя все ищут!». «Отчего на меня облава устроена?!» – самому уж интересно. «Не знаю! Начавтодив велел машину арестовать и отогнать на автостоянку, а тебе немедленно прибыть к нему на ковёр!»
Дело ушло в оборот. Что делать? А недалече стоит наш банно-прачечный комбинат, через ворота на его территории просачиваемся в расположение Первого городка, сразу попадаем на хозяйственный двор. Быстренько скинули в столовую помидоры, в машине оставили два ящика.
Подъезжаю к штабу дивизии. Там Волги да УАЗы стоят чистые, и тут моя линейка в пыли да грязи вклинивается.
Захожу в штаб, дежурный: «Ты куда?!» «Как это куда? К начальнику автослужбы дивизии, он арештовывать меня желает!» «Ну, иди, слышал про тебя!» Поднимаюсь: «Тыщ майор, прапорщик Яворский прибыл!» «Итак, прапорщик, помидоры собирал?» «Я – нет!» «А кто собирал?!» «Бойцы собирали!» «А где они?» «В казарме!» «Помидоры куда дели, спрашиваю?!» «В столовую выгрузили, тыщ майор!»
В общем, беседа такая сложилась... интеллектуальная...
«Сколько?» «Ну, ящиков двадцать пять, тридцать! И два ящика для вас в кузове лежат. Пойдёмте, заберёте?» «Так ты мне взятку хочешь дать!» «Какая же взятка? В конверте, понимаю, взятку суют! А здесь, солдаты поработали по просьбе башлыка, тот помидорчиков подвалил! Себе взял немного, комбату дал и вам пару ящиков приберёг?!»
Начавтодив проорался для проформы, конечно, а меня послал нахер и выгнал из кабинета без всякого ареста...
Вот такая сложилась у нас дружба с начальником автомобильной службы 61-й мотострелковой дивизии.
Друзья! Если вы готовы поделиться интересной историей со времён службы в армии, или рассказать достойный внимания случай, пишите по электронной почте ynazar@mail.ru или свяжитесь со мной через страницу на сайте ОК.РУ
Байки из КТуркВО и байки из учебки
Понравилось - не понравилось, просьба оценить пальцем вверх или вниз! Вам пустяк, а меня подвигнет к написанию других историй...
Подписка на канал и комментарии приветствуются!
помощь автору канала: карта МИР 2202 2032 5146 6795