Принято считать, что именно в Египте произошло формирование еврейского народа. При этом, в многочисленных письменных источниках, оставленных древними египтянами, найти однозначного подтверждения данного факта невозможно, нет и убедительных археологических находок. Опираться же только на пятикнижие Торы тоже не стоит, т.к. эта еврейская Библия была переделана в период «Вавилонского пленения», в т.ч. и для сплачивания евреев как народа.
Поэтому более надёжным источником информации являются исследования ДНК. Благодаря им мы знаем, что примерно половина ашкеназийских и сефардских евреев (коэнов, левитов и израэлитов) имеют общие, или очень близкие гаплотипы, входящие в гаплогруппу J. Почти все исследователи приходят к мнению, что примерно 4000 лет назад, в Месопотамии, произошло разделение будущих «евреев», и будущих «арабов» (под которыми подразумеваются бедуины, друзы, иракцы, иорданцы, ливанцы, сирийцы, и т.д.). Кстати, до этого разделения, предки будущих евреев (предположительно) являлись частью таких народов как «амореи» и «гиксосы».
Ключевым событием, подтверждающим появление нового народа «евреи», является «исход из Египта». По совокупности известных фактов, он должен был произойти между 15 и 13 веками до нашей эры, в этом периоде и нужно искать события которые привели к появлению евреев. При этом события должны были быть связаны именно с религией, т.к. «евреи» это в первую очередь «иудеи».
Таким образом, мы выходим на события произошедшие в Египте в середине 14-го века до н.э. - во времена правления Аменхотепа 4-го, более известного как Эхнатон. Если «в двух словах», то получается примерно следующая картина. Некая группа жрецов (обычных мошенников, паразитирующих на ниве религии) решила возвыситься в Египте, для чего попробовала навязать главенство только одного божества (в Египте нормой было многобожество, а главными богами считались Ра, Осирис и Исида). На роль монобога они выбрали Атона, т.к. его зрительным символом является солнечный диск, а Солнце более чем значимо для всей жизни на Земле (да и главное доказательство существования Атона - Солнце, все видят и чувствуют каждый день).
Свою ставку они сделали на Аменхотепа 4-го, второго сына фараона Аменхотепа 3-го. Естественно, что Тутмос (первый сын фараона) "случайно" умер молодым. Но даже после смерти Аменхотепа 3-го, Аменхотеп 4-й несколько лет не рисковал приступить к глобальным религиозным и политическим реформам, т.к. на нового фараона оказывала сильное влияние его мать – царица Тия.
Но вскоре «неродовитые служилые люди» - т.н. «немху» (что означало «сироты»), освоились, и взяли в плотный оборот Аменхотепа 4-го. Тот сменил имя на Эхнатон, начал строительство новой столицы, и стал принижать роль бога бывшей столицы — Амона.
Из всей совокупности информации об Египте и евреях, можно уверенно заявить, что "немху" происходили из касты писцов. В Древнем Египте писцы исполняли обязанности учителей, переводчиков, литераторов и административных служащих. Некоторые из них занимали высокие государственные посты и оказывая прямое влияние на политику. Так же писцы были т.н. "третьим классом жреческой касты", т.е. многие из них исполняли обязанности жреца, совмещая их со своими "светскими" обязанностями. Нередко оба направления обязанностей наследовали их дети.
А самое важное – был учреждён большой штат жрецов Атона, и по всему Египту начали возводить многочисленные храмы данного божества. Естественно, что все эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой, и т.д. и т.п.
Интересно и то, что «немху» вмешались и в культуру Древнего Египта (позднее нечто подобное их потомки сделали в средневековой Европе). Именно при Эхнатоне в «монументальные» каноны искусств внесли гибкость линий и чувственность, что, к примеру, привело к появлению более реалистичных изображений и скульптур. И именно при Эхнатоне впервые в египетском искусстве появляются «светские» образы царственной четы.
По целому ряду причин, задуманное «немху» не удалось, и уже при Тутанхатоне усиливается влияние прежних культов, которые предприняли значительные усилия по уничтожению памяти обо всех событиях произошедших при Эхнатоне. (Можно предположить, что из-за этого, и нет письменных египетских упоминаний об первых евреях, «исходе», и т.п.)
Именно эта неудача и подтолкнула некоторых «сирот» начать свой новый проект, и создать секту «иудеев». Нужно понимать, что ветхозаветный пророк Моисей служил при дворе фараона Эхнатона, т.е. был «немху». Поэтому не удивительно то, что он свободно говорил по-египетски, но "косноязычил" на иврите, даже после того, как долгое время был лидером евреев.
В новой секте «сироты» использовали свои старые наработки при создании культа Атона – в первую очередь монотеизм. Плюс к этому, от верований древних египтян были взяты: «потусторонний мир», «страшный суд», «бессмертная душа», и т.д. Всё это и вошло в новую религию – иудаизм.
Забавно видеть в Торе следы того как первых евреев пытались оторвать от общей массы египтян и заставить считать себя неким отдельным народом. Так, к примеру, евреям запрещено брить головы, что было обычной практикой в Египте. А животные, которым традиционно поклонялись в Египте, считаются в иудаизме "грязными". И это при том, что 104 псалм «Ветхого Завета» очень сильно напоминает «Великий гимн Атону»...
После того, как немху-сироты увели в незаселённые места часть своей паствы (бывших «атоновцев), они в течении нескольких десятков лет сумели «обтесать» новую религию (придав ей черты знакомого нам иудаизма). А заодно и вырастить новое поколение подданных, которые никогда не были рабами (т.к. увести за собой "немху" могли только самых тёмных, необразованных, и забитых, а не элиту египетского общества).
Так, постепенно, из сектантов-рабов и был создан новый народ – евреи. После чего началось «Завоевание Ханаана» и знакомая нам история евреев, подтверждённая в т.ч. и многочисленными археологическими находками, и письменными упоминаниями у разных народов.