Найти тему

Как правильно подобрать АКБ?

Оглавление

Время от времени автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда АКБ отказывается запускать стартер, который приводит в действие двигатель, так как у батареи не хватает мощности. Причины могут быть разные: длительная стоянка, чрезмерно низкие температуры, банальный износ аккумулятора. Что же делать?

Самое просто решение – попробовать зарядить батарею в надежде, что та оживет и все будет по-прежнему. Но бывает, что батарея не принимает заряд, несмотря на все манипуляции с ней, и становится очевидно, что АКБ нужно менять. В этой статье поговорим о том, как правильно выбрать аккумуляторную батарею и какие важные нюансы обратить внимание. Поможет нам с этим вопросом начальник технического отдела Андрей Игрунов.

Критерии правильного подбора стартерной свинцово-кислотной батареи

Величина Тока Холодной Прокрутки (ТХП)

Для справки: ТХП – это ток, который поступает от батареи на стартер для запуска двигателя автомобиля.

Основная задача АКБ – ее способность запустить двигатель. Ведь если этого не произойдет, то автомобиль не поедет из точки А в точку Б, не доставит пассажиров и грузы в место назначения. Вот почему в первую очередь стоит обращать внимание на величину стартерного тока, или ТХП, значение которого указано на корпусе АКБ.

Примерные значения ТХП:

  • для легковой батареи – около 600-700 Ампер;
  • для грузовой батареи – от 1000 Ампер или выше.

Помимо величины стартерного тока, важно обращать внимание на стандарт измерения ТХП для конкретного аккумулятора, так как ТХП может измеряться по разным алгоритмам испытаний:
— DIN [Dеutschеs Instіtut für Nоrmung] – немецкий стандарт.
— EN [European Norm] – европейский стандарт.
— JIS [Japan Industrial Standards] – японский стандарт.
— SAE [Society of Automotive Engineers] – американский стандарт.
— Российский ГОСТ – российский стандарт.
— И прочие.

Сравнительные данные по величинам тока стартерного разряда батарей при различных методах испытаний
Сравнительные данные по величинам тока стартерного разряда батарей при различных методах испытаний

Для российских и европейских автомобилей ТХП батарей, как правило, измеряется по методике EN или ГОСТ – по факту это одна и та же методика измерения ТХП. А вот методики EN / DIN / JIS и т.д. отличаются алгоритмами измерений – по аналогии с «метрами-футами», «килограммами-фунтами», «литрами-пинтами» и т.д.

В нашем примере ТХП аккумулятора измеряли согласно европейским нормативам EN [European Norm]
В нашем примере ТХП аккумулятора измеряли согласно европейским нормативам EN [European Norm]

Необходимо, чтобы значение ТХП в Амперах и методика его измерения соответствовали требованиям производителя для конкретной модели автомобиля.

Номинальная емкость батареи С20

Номинальная емкость батареи показывает количество энергии в данной батарее, отдаваемое при 20-часовом разряде. Измеряется в Ампер*часах.

У батареи, приведенной на фото, емкость С20 составляет 70 Ампер*часа
У батареи, приведенной на фото, емкость С20 составляет 70 Ампер*часа

Важно!
При выборе батареи нельзя основываться только на критерии емкости С20 батареи, выражаемой в Ампер*часах, т.к. ТХП у батарей с одной и той же емкостью могут отличаться.

Для примера рассмотрим батареи с емкостью 60 А*ч. Приведенные в таблице ниже АКБ имеют разные ТХП:

-5

Разница ТХП у батарей с одинаковой емкостью впечатляет: 680 Ампер и 540 Ампер. А это достаточно ощутимо!

Технология производства

Как стало понятно из таблицы выше, технология может значительно определять характеристики АКБ. В настоящее время используются следующие технологии для производства автомобильных стартерных свинцово-кислотных батарей:

  • SLI (Starting, Lighting, Ignition, «стартер, освещение, зажигание») — стандартная батарея. Применяется для стандартных автомобилей, как правило, до 2000 года выпуска, без большого количества бортовых электрических устройств, без системы «старт-стоп» и т.д.
  • EFB (Enhanced Flooded Battery) – «батарея с улучшенными характеристиками». Устанавливается на автомобили с большим числом электронных устройств и ассистентов водителя, может применяться для авто с системой «Старт-Стоп».
  • AGM (Absorbent Glass Mat) – использует пропитанный жидким электролитом пористый заполнитель отсеков корпуса из стекловолокна. Батарея изготовлена по самым современным технологиям и обладает наиболее высокими характеристиками, применяется на автомобилях с максимальным числом электронных ассистентов и системой «Старт-Стоп».

Полярность

Полярность – это положение клемм батареи относительно друг друга на корпусе батареи. На легковых батареях используется прямая полярность («1») или обратная («0»).

-6

Корпус батареи

Тип корпуса может быть европейским [EN] или азиатским [JIS]. В первом случае клеммы батареи как бы «утоплены» в корпусе батареи, а во втором – клеммы выступают над верхней крышкой батареи, можно даже сказать, что клеммы «торчат». Иногда по причине торчащих клемм азиатские батареи называют «рогатыми».

-7

Тип крепления батареи

Очевидно, что батарею необходимо надежно фиксировать при установке на автомобиль. Нижнее крепление батареи, как правило, используется на европейских авто [EN]:

-8

Верхний тип крепления (прижимная планка) в основном используется на азиатских авто [JIS]:

-9

Размер корпуса батареи

Обычно размер батареи измеряется в мм и включает габаритные размеры АКБ, а также габариты клемм.

-10

Тип клемм

На практике используются 3 различных способа подключения к батарее:

  1. EN [European Norm]. Клеммы отличаются более крупным размером по сравнению с остальными.
  2. JIS [Japan Industrial Standards]. Клеммы небольшие и компактные.
  3. Американский стандарт. Как правило, речь идет о винтовых клеммах.
-11

Резюме
При выборе аккумуляторной батареи для вашего автомобиля нужно не просто полагаться на советы «бывалых» или пытаться сэкономить, а основывать свое решение на наиболее значимых характеристиках. Но даже если наши советы не помогли выбрать оптимальный вариант, не стесняйтесь обратиться к специалистам по аккумуляторам.


Хороших вам поездок и надежных запусков двигателя!