Время от времени автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда АКБ отказывается запускать стартер, который приводит в действие двигатель, так как у батареи не хватает мощности. Причины могут быть разные: длительная стоянка, чрезмерно низкие температуры, банальный износ аккумулятора. Что же делать?
Самое просто решение – попробовать зарядить батарею в надежде, что та оживет и все будет по-прежнему. Но бывает, что батарея не принимает заряд, несмотря на все манипуляции с ней, и становится очевидно, что АКБ нужно менять. В этой статье поговорим о том, как правильно выбрать аккумуляторную батарею и какие важные нюансы обратить внимание. Поможет нам с этим вопросом начальник технического отдела Андрей Игрунов.
Критерии правильного подбора стартерной свинцово-кислотной батареи
Величина Тока Холодной Прокрутки (ТХП)
Для справки: ТХП – это ток, который поступает от батареи на стартер для запуска двигателя автомобиля.
Основная задача АКБ – ее способность запустить двигатель. Ведь если этого не произойдет, то автомобиль не поедет из точки А в точку Б, не доставит пассажиров и грузы в место назначения. Вот почему в первую очередь стоит обращать внимание на величину стартерного тока, или ТХП, значение которого указано на корпусе АКБ.
Примерные значения ТХП:
- для легковой батареи – около 600-700 Ампер;
- для грузовой батареи – от 1000 Ампер или выше.
Помимо величины стартерного тока, важно обращать внимание на стандарт измерения ТХП для конкретного аккумулятора, так как ТХП может измеряться по разным алгоритмам испытаний:
— DIN [Dеutschеs Instіtut für Nоrmung] – немецкий стандарт.
— EN [European Norm] – европейский стандарт.
— JIS [Japan Industrial Standards] – японский стандарт.
— SAE [Society of Automotive Engineers] – американский стандарт.
— Российский ГОСТ – российский стандарт.
— И прочие.
Для российских и европейских автомобилей ТХП батарей, как правило, измеряется по методике EN или ГОСТ – по факту это одна и та же методика измерения ТХП. А вот методики EN / DIN / JIS и т.д. отличаются алгоритмами измерений – по аналогии с «метрами-футами», «килограммами-фунтами», «литрами-пинтами» и т.д.
Необходимо, чтобы значение ТХП в Амперах и методика его измерения соответствовали требованиям производителя для конкретной модели автомобиля.
Номинальная емкость батареи С20
Номинальная емкость батареи показывает количество энергии в данной батарее, отдаваемое при 20-часовом разряде. Измеряется в Ампер*часах.
Важно!
При выборе батареи нельзя основываться только на критерии емкости С20 батареи, выражаемой в Ампер*часах, т.к. ТХП у батарей с одной и той же емкостью могут отличаться.
Для примера рассмотрим батареи с емкостью 60 А*ч. Приведенные в таблице ниже АКБ имеют разные ТХП:
Разница ТХП у батарей с одинаковой емкостью впечатляет: 680 Ампер и 540 Ампер. А это достаточно ощутимо!
Технология производства
Как стало понятно из таблицы выше, технология может значительно определять характеристики АКБ. В настоящее время используются следующие технологии для производства автомобильных стартерных свинцово-кислотных батарей:
- SLI (Starting, Lighting, Ignition, «стартер, освещение, зажигание») — стандартная батарея. Применяется для стандартных автомобилей, как правило, до 2000 года выпуска, без большого количества бортовых электрических устройств, без системы «старт-стоп» и т.д.
- EFB (Enhanced Flooded Battery) – «батарея с улучшенными характеристиками». Устанавливается на автомобили с большим числом электронных устройств и ассистентов водителя, может применяться для авто с системой «Старт-Стоп».
- AGM (Absorbent Glass Mat) – использует пропитанный жидким электролитом пористый заполнитель отсеков корпуса из стекловолокна. Батарея изготовлена по самым современным технологиям и обладает наиболее высокими характеристиками, применяется на автомобилях с максимальным числом электронных ассистентов и системой «Старт-Стоп».
Полярность
Полярность – это положение клемм батареи относительно друг друга на корпусе батареи. На легковых батареях используется прямая полярность («1») или обратная («0»).
Корпус батареи
Тип корпуса может быть европейским [EN] или азиатским [JIS]. В первом случае клеммы батареи как бы «утоплены» в корпусе батареи, а во втором – клеммы выступают над верхней крышкой батареи, можно даже сказать, что клеммы «торчат». Иногда по причине торчащих клемм азиатские батареи называют «рогатыми».
Тип крепления батареи
Очевидно, что батарею необходимо надежно фиксировать при установке на автомобиль. Нижнее крепление батареи, как правило, используется на европейских авто [EN]:
Верхний тип крепления (прижимная планка) в основном используется на азиатских авто [JIS]:
Размер корпуса батареи
Обычно размер батареи измеряется в мм и включает габаритные размеры АКБ, а также габариты клемм.
Тип клемм
На практике используются 3 различных способа подключения к батарее:
- EN [European Norm]. Клеммы отличаются более крупным размером по сравнению с остальными.
- JIS [Japan Industrial Standards]. Клеммы небольшие и компактные.
- Американский стандарт. Как правило, речь идет о винтовых клеммах.
Резюме
При выборе аккумуляторной батареи для вашего автомобиля нужно не просто полагаться на советы «бывалых» или пытаться сэкономить, а основывать свое решение на наиболее значимых характеристиках. Но даже если наши советы не помогли выбрать оптимальный вариант, не стесняйтесь обратиться к специалистам по аккумуляторам.
Хороших вам поездок и надежных запусков двигателя!