В пятницу в западных кинотеатрах выходит один из главных блокбастеров этой весны и начинающегося летнего сезона. «Каскадёры» с Райаном Гослингом и Эмили Блант становятся настоящей одой кино и съёмочному процессу. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, почему таких фильмов, как экшен Дэвида Литча, нам всем сильно не хватало.
Такой фильм нужен нам всем. Захватывающий, намеренно дурацкий экшен с отличным актёрским составом, который не был бы частью какой-нибудь франшизы. Удивительно, но в зрительском кино в наше время сложно найти самобытный блокбастер, который не утонул бы в CGI и не страдал бы от плохо прописанных персонажей и заезженных сюжетов. Хотя, строго говоря, The Fall Guy Дэвида Литча, получивший в России бодрое название «Каскадёры», не оригинальная идея. Фильм основан на ТВ-шоу из 1980-х про голливудского каскадёра, который использует свои навыки для раскрытия преступлений.
По сюжету каскадёр Колт Сиверс (Райан Гослинг) работает дублёром знаменитой звезды боевиков Тома Райдера (Аарон Тейлор-Джонсон). Во время съёмок одного из опасных трюков что-то идёт не так, и Колт сильно повреждает спину. После получения травмы он исчезает из мира кино и из жизни кинооператора Джоди Морено (Эмили Блант), с которой у него завязался роман на съёмках. 18 месяцев спустя впавший в депрессию Колт работает парковщиком в одном из мексиканских ресторанов и не намерен возвращаться в кино.
Однако продюсер Гейл Майер (Ханна Уэддингем) уговаривает его приехать на съёмки дебютного фильма Джоди, и Колт, страдающий по ней всё это время, конечно же, соглашается вернуться к работе каскадёра. На месте он узнаёт, что хитрая Гейл его обманула: сильно обиженная на Сиверса Джоди не нуждается в его каскадёрских услугах, а продюсеру он нужен только для того, чтобы по-тихому, без скандала и полиции найти пропавшего Райдера. На кону — судьба фильма Джоди, у которой больше не будет другого шанса показать себя.
У Литча на руках все козыри для успеха. Фильм не изобретает велосипед, а строится на вполне традиционных (и поэтому вполне рабочих) канонах. В «Каскадёрах» есть и трогательная романтическая линия, и отличный дуэт Гослинга и Блант, и до предела несерьёзное отношение ко всему происходящему, и ностальгический флёр восьмидесятых, и, конечно же, огромное количество трюков, погонь, драк и взрывов. Усталому каскадёру Колту, который хочет только отдохнуть, принять ванну и выпить чашечку кофе, приходится исполнять все свои трюки в реальной жизни.
Райан Гослинг здесь в своём привычном амплуа дурашливого плюшевого мишки на стероидах. Несмотря на отличный комедийный талант актёра, его по-прежнему видят как экшен-звезду, но, в отличие от, например, какого-нибудь «Серого человека», Гослингу не приходится сохранять серьёзный вид. Его отлично уравновешивают сдержанная Эмили Блант, Уинстон Дьюк, играющий координатора трюков, и противный Аарон Тейлор-Джонсон, который во время съёмок фильма Морено для пущего комедийного эффекта даёт отличную пародию на Мэттью Макконахи.
Вообще всё в фильме демонстративно несерьёзное. Литч явно пародирует съёмку голливудского блокбастера, который здесь похож на смесь «Безумного Макса» и «Дюны». В кадре — пустоши, фантастические траки, космические ковбои в нелепых золотых костюмах, резиновые инопланетяне, Сиднейская опера (правительство Австралии не устаёт тратить бюджет на рекламу страны), а за кадром — пародия на легко узнаваемый саундтрек из «Дюны». При этом звездные актёры и продюсеры — настоящие подлецы, и весь съёмочный процесс держится на простых скромных работягах.
Дэвид Литч — сам в прошлом каскадёр. Он работал дублёром Брэда Питта и Жан-Клода Ван Дамма. Вместе с ещё одним каскадёром Чадом Стахелски он снял первого «Джона Уика», затем Литч отправился в соло-путешествие и снял «Атомную блондинку» с Шарлиз Терон, «Дэдпул 2» и «Быстрее пули» с Брэдом Питтом. У Литча есть своя компания по продюсированию экшен-фильмов, которая была задействована и в работе над «Каскадёрами».
Режиссёр не скрывает своего отношения к производственному процессу — в фильме постоянно звучат шутки про актёров, которые якобы «выполняют сами все свои трюки», и устами персонажей Литч говорит, что все трюки Тома Круза — это дипфейк. Литч активно выступает за учреждение категории премии «Оскар» для каскадёров, и этот фильм как будто служит ярким подтверждением этой позиции. Каскадёры ежедневно рискуют жизнью, набивают шишки, совершают невозможное, но не получают признания — так же, как и остальная часть съёмочной группы за кадром.
И хоть режиссёр всячески издевается над кинопроцессом, «Каскадёры» — это настоящая ода кино и людям, которые его делают. Литч говорит о том же, что и многие режиссёры до него: фильмы получаются только благодаря сплочённости и взаимопомощи, и это, наверное, самое трогательное, что есть в «Каскадёрах». Вместе работают все — даже собака по кличке Жан-Клод становится важным винтиком съёмочного процесса (и явным намёком на Ван Дамма).
Литчу после неудачного «Быстрее пули» наконец-то удаётся нащупать правильный тон, ритм и стиль (под восьмидесятые, конечно). Фильм держит темп, не проседает и не ударяется в явный фарс, как экшен с Питтом. У режиссёра получился идеальный летний блокбастер: достаточно смешной и дурацкий, чтобы не сильно утруждаться поиском смыслов, и достаточно искренний, чтобы ощутить окрыляющий романтический порыв. Особенно это чувствуется, когда на конечных титрах нам показывают, как создавался фильм, и настоящих каскадёров, стоящих за фильмом о них самих. Тогда Литчу удаётся прикоснуться к великим, тем самым гонконгским боевикам из 1980-х, благодаря которым экшен приобрёл свой современный вид.