Найти тему
Невыдуманные истории

Священномученик епископ Гермоген (Долганов). (1858 – 1918).

Будущий епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганов) был одним из выдающихся деятелей монархического движения в начале ΧΧ – го века.

Он родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской епархии. После окончания Духовной семинарии он сдал экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии города Ананьева Херсонской губернии. Таким образом, Георгий получил право продолжить учебу в светском учебном заведении, что он и сделал, поступив и закончив в 1889 году Новороссийский университет в Одессе. Несмотря на то, что окончить университет он смог сразу по трем факультетам – юридическому, историко-филологическому и математическому, он избрал путь служения Богу.

Юноша поступил в Санкт – Петербургскую Духовную академию, где в 1892 году принял монашеский постриг с именем Гермоген и в этом же году был рукоположен во иеромонаха. После окончания академии кандидатом богословия молодой иеромонах был сначала назначен инспектором, а затем ректором Тифлисской Духовной семинарии и был возведен в сан архимандрита.

Тифлисская Духовная семинария считалась рассадником вольнодумия, и отцу Гермогену много пришлось потрудиться, чтобы укрепить дисциплину. Ректору семинарии часто приходилось наказывать смутьянов, о чем говорят записи в журнале поведения. Одна из записей говорит о дерзостях, допущенных учеником пятого класса Иосифом Джугашвили и о его наказании: «Сделан был выговор, посажен в карцер по распоряжению отца ректора на пять часов».

Отметок выше троек у Джугашвили никогда не было, он постоянно прогуливал, а в оправдание так изворотливо врал, что о. Гермоген долго верил и жалел неспособного, но малоимущего семинариста.

О. Гермоген вспоминал позже, как Джугашвили однажды отпросился «на похороны друга», где задержался на неделю. Характерен текст его объяснительной записки:

  • Воз­ник­ли об­сто­я­тель­ства, свя­зы­ва­ю­щие ру­ки са­мо­му силь­но­му в ка­ком бы от­но­ше­нии ни было че­ло­ве­ку: так мно­го по­тер­пев­шая от хо­лод­ной судь­бы мать умер­ше­го со сле­за­ми умо­ля­ет ме­ня “быть ее сы­ном, хоть на неде­лю”. Ни­как не мо­гу усто­ять при ви­де пла­чу­щей ма­те­ри и – на­де­юсь, про­сти­те – ре­шил­ся тут остать­ся, тем бо­лее что в сре­ду от­пус­ка­е­те же­ла­ю­щих….

Когда ложь «сильного человека» о «холодной судьбе бедной матери» стала известна, учитывая прежние факты, а главное – абсолютное неверие семинариста – будущего вождя всех коммунистов – о. Гермоген принял решение об исключении Джугашвили из семинарии.

В январе 1901 года в Петербурге архимандрит Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской губернии. А в 1903 году получил самостоятельную кафедру, став епископом Саратовским и Царицынским. В том же году стал членом Св. Синода.

С большой любовью относился к епископу Гермогену «всероссийский батюшка» святой праведный Иоанн Кронштадтский. Однажды он обмолвился - сказал, что может умереть спокойно, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат борьбу за Православие.

Когда церковь постигло несчастье – в июне 1904 года была похищена икона чудотворной Казанской иконы Божьей Матери - епископ приложил немало усилий по её поиску, предприняв свое собственное расследование.

В годы революционной смуты 1905 – 1907 годов епископ Гермоген сразу повел бескомпромиссную борьбу с революционной агитацией и попустительством местных властей к либералам и революционерам. Он стал одним из организаторов черносотенного, монархического движения. Причем подчеркивал, что Церковь должна вести борьбу не только проповедями в храмах, а повсеместно:

  • Необходимо нам, пастырям, пользоваться теперь не храмом только для руководства своих пасомых, но и общественными организациями.

Примечательно, что эти слова пастыря актуальны и по сей день – крайне редко слышим мы слова руководителей Церкви по общественно значимым вопросам.

В феврале 1905 года он, отслужив панихиду по великому князю Сергею Александровичу, в своей речи после неё подчеркнул, что в смерти великого князя повинны не только террористы, но и русское общество, многие члены которого не только потеряли Веру, но и отвергают государственные устои.

Благодаря своей твердой, принципиальной позиции по защите Церкви и Самодержавия, епископ Гермоген стал одним из авторитетнейших лидеров черносотенного движения. Показательно, что 3-й Всероссийский съезд Русских Людей, проходивший в Киеве в октябре 1907 года, направил телеграммы только пяти архиереям, в числе которых находился и епископ Гермоген. В ответной телеграмме он писал:

  • Господь да объединит вас крепко, могуче, и да оденет вас всех одеянием несокрушимым из пламенной, до смерти непобедимой ревности о защите Веры, Царя и Отчизны.

Владыка не без оснований опасался, что монархическое движение будет расколото изнутри и предложил противостоять этому. По его мнению, идеологической основой монархического движения должно было стать православное мировоззрение. По его инициативе, Саратовский отдел Союза Русского Народа был преобразован в православный Всероссийский Братский Союз русского народа.

Выступая на открытии Союза, епископ говорил:

  • …теперь, поставив дело на твердой почве религиозного и патриотического воодушевления, просвещенные светом Христианской веры, объединенные в живом Христовом теле, мы можем быть уверены, что дело наше задумано бескорыстно, исполнено свято и стоять будет прочно, на незыблемых основах.

Владыка считал, что Союз нашел и возглавил «новую форму освободительного движения» от противников «исторического нашего уклада русской православно – церковной жизни народной под руководством пастырей». Это было отражено в Уставе Союза, написанном епископом Гермогеном – один пункт в нем отличал новую монархическую организацию от других: членами Союза могли быть не просто русские, не просто православные, но обязательно «ведущие жизнь, согласную с учением Православной Церкви».

В 1908 году у епископа возникли разногласия с либеральным Саратовским губернатором графом С.С. Татищевым по поводу празднования юбилея Л. Н. Толстого. Пастырь не только отказался от проведения торжеств в своей епархии, но разослал по приходам пастырское распоряжение, обличающее еретичество писателя. Губернатор начал войну с епископом, пожаловавшись в Св. Синод, но проиграл – вместе с иеромонахом Илиодором (Труфановым), возглавившим местный отдел Православного Всероссийского Братства Союза Русского Народа, епископу удалось добиться смещения графа Татищева со своего поста.

Но уже в 1910 году у епископа возникли трения с новым губернатором – епископ выступил против постановки богохульных пьес в местном театре. В либеральных кругах владыка приобрел репутацию неуживчивого человека.

В 1908 – 1910 годах епископ Гермоген (как и иеромонах Илиодор) находился в близких отношениях с Григорием Распутиным, но к 1911 году отношения испортились. В декабре 1911 года пастырь вместе с иеромонахом Илиодором пригласили Распутина на Ярославское подворье в Петербурге, где обличали его в грехах и потребовали отъезда из столицы.

Отец Гермоген пытался привлечь на свою сторону в этом вопросе членов. Св. Синода, но получил отказ. Надо оценить мужество владыки – он не побоялся написать письмо Государю, в котором умолял избавить престол от влияния Распутина. Письмо осталось без внимания.

В это же время пастырь вступил в конфликт с Обер – прокурором Св. Синода В. К. Саблером по поводу его поддержки инициативы будущей преподобномученицы великой княгини Елизавете Федоровны – введения института диаконис. И в этом вопросе Владыка обратился к Царю с телеграммой, в которой указывал на отступление от церковных канонов, на «открытое попустительство и самовольное бесчинное снисхождение к противникам Православной Церкви».

Епископ Гермоген был абсолютным бессребреником. Его преемник по епископской кафедре был поражен, когда нашел в кассе архиерейского дома только 72 копейки. Как выяснилось, владыка Гермоген не имел никакого имущества, даже личного..

После публикации декрета об отделении Церкви от государства в 1918 году, епископ Гермоген опубликовал «листки» со статьей, где говорил о декрете как о начале лютых гонений на Церковь. Он призывал людей беречь свою веру и святыни. «Листки» разошлись по всем храмам епархии. В ответ в апреле 1918 года большевики опубликовали статью в газете с угрозами в адрес епископа Гермогена.

Незадолго до ареста владыка Гермоген говорил: «Пусть ме­ня зав­тра убьют, но я, как епи­скоп, как страж свя­ты­ни цер­ков­ной, не мо­гу и не дол­жен мол­чать! … Я не за се­бя бо­юсь, не о се­бе скорб­лю – скорб­лю о го­ро­де, бо­юсь за жи­те­лей, что они сде­ла­ют с ни­ми?»

В конце апреля 1918 года большевики тайно от народа ночью арестовали владыку Гермогена и перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В епархии хлопотали перед властями об освобождении епископа. Власти назначили выкуп десять тысяч рублей. Выкуп повезли брат епископа священник Ефрем Долганев, свя­щен­ник Ми­ха­ил Ма­ка­ров и при­сяж­ный по­ве­рен­ный Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич Ми­ня­тов. Деньги у них взяли и дали расписку, а потом всех арестовали и расстреляли. В июне 1918 года епископа Гермогена и еще несколько заключенных увезли в Тюмень и посадили на пароход.

Ночью 29 июня по новому стилю совершилось очередное преступление большевиков - епископу Гермогену привязали камень на шею и бросили в воду. В июле тело святителя нашли на берегу возле села Усальского.

Прославление святителя Гермогена состоялось на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Его память празднуется 29 июня по новому стилю.

Сейчас его мощи находятся в Покровском храме Тобольского кремля.