Найти тему

«Искусство войны» достаточно популярная, но казалось бы, ничего уникального, но...


Книга достаточно популярная, но казалось бы, ничего удивительного в книге нет - классическое письменное наследние традиционного Китая. Но есть важный нюанс, который делает трактат «Искусство войны» невероятно популярным.


Каждое из направлений в китайской традиции воспринимается как цзя (школа), а памятники классического письменного наследия закладывают идейные основы этих школ. Однако школ цзя в традиционном Китае известно множество, но самые влиятельные и популярные как в Китае, так и за его пределами:

- жуцзя (儒家) - традиционно переводится как «конфуцианство» (более точно - «каноноведы»)
- даоцзя (道家) - даосизм
- моцзя (墨家) - моизм
- фацзя (法家) - легизм.

Остальные направления также пользуются в Китает авторитетом, однаком не все отмечены популярностью и влиянием в целом на китайскую культуру, находясь при этом в негласном «втором ряду» по степени значимости.

О трактате «Искусство войны» можно тоже сказать, что он формально относится ко «второму ряду», но в Китае он уважаем и авторитетен, но не более, чем иной памятник китайской мысли.

Трактат Сунь-цзы представляет исключение - только он положил начало пногочисленным переводам наьзападные языки, и только он входит в учебную программу морских пехотинцев США.

Так почему трактат насколько популярен, так еще и перерос по популярности не только равные ему по авторитетности в Китае памятники, но и самые важные для китайской традиции текста?

Первая причина - сама тематика (содержание) трактата. Текст уникальный - ни один из текстов так не поднимал интернациональную, актуальную во все времена и во всех государствах тема, как война.

Вторая причина - форма. Тот самый культурный контекст, усложняющий понимание прочих известных памятников, идеально работает на популярность и востребованность «Искусства войны». Книга написана в период развитой китайской древности, написан в жанре трактата, как я ранее и говорил. Жанр по сути представляет собой изложение мыслей мудреца-философа на тему войны. Это придает ряд особенностей, характерных для китайской философской мысли классического периода.

-2


Общечеловеческая военная тематика оборачивает китайскую философскую мысль в понятную широкой аудитории «упаковку», значительно снижая начальный «порог входа» и действительно упрощает понимание изложенного в трактате.