Найти тему
Отдел сомнения

ФИЗО, или Форсированный износ здорового организма

Кадр из мультфильма "Ну, погоди!"
Кадр из мультфильма "Ну, погоди!"

ФИЗО, или Форсированный износ здорового организма

Если бы спорт был действительно полезен, то на каждом турнике висело бы по три Абрама (старая шутка).

А если без шуток?

Среди бывших моих однокурсников есть один товарищ, который особо внимательно, тщательно и придирчиво интересуется всем, что происходило и происходит с нашей alma mater, с ее выпускниками, преподавателями и т.д. Ну, есть у Славы такое увлечение, и последние полвека оно только ширится и углубляется.

И вот недавно он выдал такую печальную информацию: среди наших однокашников за прошедшие после выпуска 46 лет ушли в лучший мир примерно каждый шестой, а те, которые выпустились через год после нас, потеряли за 45лет (в основном, по сердечно-сосудистым причинам) уже почти каждого третьего!

Как же так вышло? Жили, учились по одинаковой программе, практически в одно и то же время, в абсолютно одинаковых условиях, питались в одной столовой, одевались и обувались у одних и тех же стилистов. В чем причина столь заметно отличающейся жизнеспособности?

Жилые, бытовые, хозяйственные, административные помещения наши и у «молодых» располагались симметрично, общим было лишь просторное фойе. Впрочем, просторным оно было лишь до того времени, как напротив нас поселили «молодежь» (до того там обитали ребята постарше). Вместе с молодежью в фойе появились перекладины, брусья, гантели, гири, штанги. Их преподаватель физподготовки (по-нашему – физо, или форсированный износ здорового организма) по каким-то причинам поставил себе цель сделать из курса максимальное количество спортсменов-разрядников. Говорят, это он из карьерных соображений такое учудил. Так ли это – не знаю, утверждать поэтому не стану.

И – началось! Всё свободное от занятий и других организованных мероприятий время «молодежь» висела и крутилась на турниках и брусьях, таскала тяжелые железки. Аромат витал там пронзительный. Ну, а как же? Десятки парней одновременно в плохо проветриваемом помещении до седьмого пота «качаются», а с душем – напряженка. Точнее, никак. Есть только раковины с холодной водой. Душ – раз в неделю.

На нашу ругань в их адрес – косые взгляды. И только. Прогнать их мы не могли. Матерились и нюхали. А отдельные одиозные личности из наших иногда даже пользовались на халяву чужими спортивными снарядами.

В результате через год-полтора больше половины курса «молодых» имели спортивные разряды – в основном, по гиревому спорту. Это достижение широко рекламировалось на разных вузовских мероприятиях. Курс ставили в пример всем остальным, а преподавателя физо хвалили.

Нет, в единичных экземплярах спортсмены-разрядники были и у нас. Один даже был кандидатом в мастера спорта. По шашкам.

Всё дело в том, что наш преподаватель физподготовки задачу сделать из нас спортсменов не ставил. Укладываемся в учебные нормативы – и ладно. Видимо, учитывал свой собственный опыт в большом спорте (бывший член сборной СССР по ручному мячу, и даже чемпион чего-то там).

А у них – не спортсмен. То есть, номинально, конечно спортсмен – закончил когда-то институт физкультуры, да так и работал потом преподавателем физо, а в так называемый большой спорт его не потянуло. Или не взяли.

Соседские мальчишки – 16 и 17 лет - целыми днями стучат сейчас в своем дворе мячами. Одни – баскетболист, другой - футболист. В большой спорт оба мечтают попасть, насколько я знаю. В соответствующих спортшколах или секциях активно занимаются. Моей собаке этот стук мячей сильно не нравится, и она по-своему, по-собачьи, возмущается. Лает. И я её понимаю, ибо помню и про каждого шестого, и про каждого третьего своего однокашника.