"Йога сутры" — это один из основополагающих трактатов о йоге, написанный мудрецом Патанджали. В этом тексте изложены основные принципы и практики йоги, включая восемь ступеней "Аштанга-йоги".
"Аштанга-йога" (от санскр. "аштанга" - "восемь") одна из школ классической йоги, которая предполагает постепенное развитие ученика. Практика состоит из восьми стадий/ ступеней, каждая из которых помогает осваивать последующую.
Восемь ступеней Аштанга-йоги
- Яма - социальные этические принципы.
- Нияма - личные этические принципы.
- Асана - положение/ поза.
- Пранаяма - контроль дыхания.
- Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.
- Дхарана - сосредоточение ума на одном объекте.
- Дхьяна - медитация.
- Самадхи - полное погружение.
1 спунень - Яма
«Яма» в переводе с санскрита означает «опора», «удержание».
Яма включает пять основных принципов этики взаимоотношений человека с окружающим миром.
Первый принцип — Ахимса (ненасилие). Ненасилие, или воздержание от насилия по отношению к другим существам и к себе. Этот принцип распространяется не только на физическое насилие, но и на ментальное и эмоциональное. Ахимса также включает в себя контроль над своими мыслями, словами и действиями, чтобы избежать причинения вреда другим.
Второй принцип — Сатья (правдивость). Правдивость, воздержание от лжи. Сатья проповедует честность и искренность во всех аспектах жизни, включая мысли, слова и действия. Этот принцип также включает в себя воздержание от лживых обещаний и обмана.
Третий принцип — Астейя (неприсвоение чужого). Неприсвоение чужого, или воздержание от кражи. Астейя проповедует уважение к собственности других людей и отказ от присвоения того, что не было дано добровольно. Этот принцип также включает в себя отказ от принятия даров, если это может повредить духовной практике.
Четвёртый принцип — Брахмачарья (воздержание). Самоограничение, или воздержание от излишеств. Брахмачарья проповедует умеренность во всех аспектах жизни, включая питание, сон, развлечения и другие удовольствия.
Пятый принцип — Апариграха (ненакопительство). Воздержание от накопления вещей и богатств. Апариграха проповедует простоту и отказ от накопления материальных благ. Этот принцип также включает в себя отказ от ненужных трат и стремление к минимализму.
2 ступень - Нияма
«Нияма» переводится с санскрита как «погружение внутрь».
Нияма состоит из пяти предписаний, способствующих гармоничному развитию личности.
Первый принцип — Шауча (чистота). Это предписание соблюдать личную гигиену, содержать тело и жилище в чистоте, питаться чистой пищей. Также под чистотой понимается чистота помыслов и желаний. Шауча помогает поддерживать здоровье и благополучие.
Второй принцип — Сантоша (удовлетворённость). Человек должен быть доволен тем, что имеет, не стремиться к накопительству, быть благодарным за всё, что даёт жизнь. Этот принцип помогает развивать внутреннее спокойствие и счастье.
Третий принцип — Тапас (самоограничение, аскетизм). Это предписание вести умеренный образ жизни, ограничивать себя в еде, сне, развлечениях, избегать лишних трат. Тапас подразумевает регулярную практику асан и пранаямы. Помогает развивать самоконтроль и дисциплину.
Четвёртый принцип — Свадхьяя (изучение священных текстов). Подразумевает проповедует изучение писаний, чтение мантр и размышление над их смыслом. Этот принцип помогает развиваться интеллектуально и духовно.
Пятый принцип — Ишвара пранидхана (преданность Богу). Означает преданность Богу, или возложение всех действий и мыслей на высшее начало. Ишвара пранидхана проповедует посвящение всех дел и мыслей божественному и жизнь в соответствии с законами Вселенной. Этот принцип помогает развивать веру и духовность.
3 ступень - Асана
«Асана» переводится как «положение», «поза».
Практика асан должна обладать двумя основными качествами.
Первое качество — Стхира (устойчивость, стабильность). Стхира указывает на устойчивость позы, способность удерживать её без напряжения и дискомфорта.
Второе качество — Сукха (удобство). Сукха указывает на комфортность позы, возможность находиться в ней длительное время без напряжения и усталости.
4 ступень - Пранаяма
Пранаяма — это дыхательные практики, которые помогают контролировать жизненную энергию (прану). Пранаяма ведет к контролю ума и его однонаправленности.
5 ступень - Пратьяхара
Пратьяхара означает «собирать вовнутрь».
Пратьяхара — это отвлечение чувств от внешних объектов. Эта практика направлена на сдерживание и усмирение идущих вовне склонностей ума для того чтобы осознание могло быть направлено вовнутрь.
Медитативные практики для развития пратьяхары:
- Антар мауна — это практика внутренней тишины. Она заключается в том, чтобы отключиться от ощущений внешнего мира, остановить внутренний диалог и погрузиться в глубины своего сознания.
- Джапа — это практика повторения мантр или святых имен Бога. Джапа может выполняться вслух, шепотом или мысленно. Она помогает успокоить ум, повысить концентрацию и медитативное состояние.
- Тратака — это медитативная практика, которая включает в себя сосредоточение взгляда на одной точке или объекте. Обычно она выполняется с закрытыми глазами после долгого сосредоточения на пламени свечи, точке на стене или другом неподвижном объекте.
6 ступень - Дхарана
Дхарана означает «сосредоточение ума».
Этот шаг предшествует медитации. Во время дхараны человек концентрируется на одном объекте или идее и исключает из сознания все остальное.
7 ступень - Дхьяна
Дхьяна (медитация) - форма внутреннего созерцания.
8 ступень - Самадхи
Состояние Самадхи достигается в тот момент, когда аналитический ум прекращает свою работу и сливается с объектом медитации. Оно характеризуется отсутствием мыслей и полной концентрацией на настоящем моменте. Самадхи приводит к самоосознанию.
Важно понимать, что состояние самадхи не является конечной целью йоги! Наоборот самадхи служит средством достижения йоги (связи, единства).
Основная цель йоги — достижение гармонии, единства между телом, разумом и духом.