Восточная мудрость советует выбирать не дом, а выбирать соседей. Может быть в далекие времена в каких то сказочных местах и существовала такая возможность. Но у современного человека такой привилегии нет. Еще совсем недавно , когда еще советский человек был "человеку -друг, товарищ и брат" жилплощадь "давали", для начала в общежитии, потом в коммунальных квартирах, Свое "светлое будущее" для советской семьи наступало при получении отдельной квартиры. Никому и в голову не могло прийти спросить ,при получении долгожданного ордера о том , кто будет вашими соседями по лестничной площадке , сверху или снизу. Какой уж тут выбор!
Сегодня жилплощадь чаще всего приобретают. Можно выбрать и район, и дом, и этаж. Но возможности выбрать соседа по прежнему нет.
И когда , по какой то неведомой причине , то ли в наказание за прежние грехи , то ли для испытания чувств к своему ближнему, человеку достаются "замечательные " соседи, которые играют не только "на кларнете и трубе",но и на других не всегда музыкальных инструментах, а чаще на нервах , в его голове созревают относительно них очень не хорошие мысли , далекие от человеколюбия.
Каждому человеку нужно личное пространство. Пространство, - значит речь идет о необходимом объеме окружающем данного индивида. Потребности у всех разные: если одному достаточно маленькой "скорлупки", то у другого контуры ограничивающие "его территорию" необъятны, он даже (извиняюсь) испражняться на одном гектаре с другими не желает. Конфликты между соседями возникают тогда, когда сумма объемов их "личных пространств" превышает объемы выделенные для их совместного проживания. Сейчас много говорят и предпринимают усилия по формированию общественного пространства. Для некоторых такие понятия совершенно не существуют, для них общее - значит ничьё и использовать его надо по принципу :" кто первый встал ,того и тапки". Эти, "первыми вставшие", стараются "застолбить"территорию в общем коридоре, в подъезде , на парковке.
Если раньше горожан портил только "квартирный вопрос", то теперь к нему добавился еще и "парковочный". Воюют "за место под солнцем" для себя и для своего автомобиля. К большому сожалению в этих войнах есть и летальные жертвы. Конечно , если бы этих мест было по больше, может быть конфликтов было бы по меньше.
Люди по разному используют свое личное пространство. Кто то, из безмерной любви к животным , готов поделиться с нашими "меньшими братьями" своей жилплощадью, попутно делясь с соседями всеми производными от такого сосуществования в виде звериных запахов , визгов, завываний, лая , мяуканья и не только.
Даже любовь одного из соседей к прекрасному - музыке , может вызывать у других , невольных слушателей отторжение к прослушиваемым произведениям . А к меломану, который устраивает такие концерты, отнюдь не по заявкам живущих рядом, возникают чувства далекие от человеколюбия.
Такое впечатление , что многоквартирные дома проектируются и строятся только для проживания , но не для жизни.
Поэтому многие стремятся переехать в собственные дома или , хотя бы проводить больше времени на своей загородной даче. Но и там нет гарантии от нежелательного соседства.
На днях было сообщение о диком случае , когда конфликт между соседями из-за сдвинутого на полметра забора между участками закончился убийством одного и перспективой длительного тюремного срока для другого . В итоге, этот мизерный по размерам спорный клочок земли не достался никому из участников . Убийца расправился с недругом даже не из-за межи , а "из принципа", поскольку считал что убитый нанес ему невыносимый моральный ущерб, по его понятиям , унизив его в глазах собственных и окружающих. Из-за таких "принципов" баталии между соседями были во все времена и в самых различных точках Земли. Вспоминается старый французский фильм , где рассказывалось о войне между соседями, в финале которой соперники, с использованием тяжелой техники, полностью "разнесли" движимое и недвижимое имущество друг друга, "в упоении битвы".
Раньше говорили, что "Нашла коса на камень", что означает на более понятном нам сленге, что "на неадеквата нашелся свой неадекват".
В одной из историй о Ходже Насреддине приводятся его слова о бессмертии таких упорных борцов готовых на всё ради " принципа" : родные братья затеяли тяжбу из-за козы, которая в итоге сдохла от голода ,потому что каждый из потенциальных владельцев запрещал другому кормить "своё" животное . На бессмысленную борьбу было потрачено все , что братья имели до этого. Просветление пришло слишком поздно . -"О, лучше бы нам умереть вместе с нашей козой!- воскликнули братья , роняя крупные слезы. - Вы думаете , там, на небе, мало своих дураков ? -ответил ходжа Насреддин.- Достойные доверия люди говорили мне, что нынче и ад и рай набиты дураками до отказа - больше туда не пускают . Я предсказываю вам бессмертие." ( Л.Соловьев."Возмутитель спокойствия.)
Так уж ,наверное, устроена природа человека , что он прекрасно зная заповеди: "возлюби ближнего твоего как самого себя и относись к каждому человеку так , как вам хотелось бы, чтобы люди относились к вам", не всегда применяет эти принципы в отношении соседей, которых упорно не хочет признавать не только "ближними", но , часто, вообще достойным человеческого звания, когда "накипело".
Про соседство существуют очень много пословиц, в которых, как считается. заключена народная мудрость:
Межи да грани - ссоры да брани
Соседство - взаимное дело.
Сосед спать не дает - хорошо живет.
Будь сосед ангел с крыльями , и то будет мешать шелестом своих крыльев.
Коль с соседом вы враги, брось хозяйство и беги.
Близкий сосед лучше далекого брата.
Курица соседа кажется гусем.
За хорошим забором - хорошие соседи.
На поле соседа всегда зерно лучше.
Сосед у соседа учится, как раньше ложиться и позже вставать
Лучше не надо мне коровы, только бы у соседа не было двух.
Желай соседу двух коров - будешь при одной здоров.
Сосед не для того , чтобы его любить, а для того , чтобы мирно жить.
Не пеняй на соседа ,когда спишь ло обеда.
Побило градом хлеб у соседа, да тем мой не встанет.
Еврейская мудрость учит: "Есть два способа подняться над соседом :возвыситься самому или унизить его. Никогда не следуйте вторым путем . Вместо того , чтобы копать яму другому , употребите эти силы на то, чтобы насыпать холм для самого себя." Но на то она и еврейская , потому то подходит только для еврейского темперамента, а многие другие считают , что подойдёт и второй альтернативный путь.
О том, почему возникает это нездоровое соперничество между соседями, и для чего надо непременно "возвыситься" над кем бы то не было, пусть размышляют психологи. Почему одному человеку мы готовы простить очень многое, в том числе и неприятные привычки причиняющие дискомфорт окружающим, а к другому , гораздо более воспитанному , испытываем , иногда даже беспричинную " антипатию-чувство скверное"?
На жизненном пути мне встречались самые разные соседи - в студенческом общежитии, в гарнизоне на станции Степь, в малосемейном заводском общежитии, в подъезде многоквартирного дома, А сколько было соседей - попутчиков в поездах, междугородних автобусах, в самолетах! Не скрою , были среди них и такие о которых даже вспоминать не хочется. Но иногда вспоминаются. А был ли я для них хорошим соседом? Ведь по поговорке "в чужом глазу мы и соринку видим, а в своем - и бревно не замечаем." Наверное были и у моих соседей поводы для недовольства. Моя квартира была на верхнем этаже . а это значит что нельзя быть безупречным для соседей ,живущих этажом ниже, как бы не старался.
Понимать все "прелести" такого сосуществования, когда над вами поселяется семья с малолетними детьми , которые по ночам часто плачут , а днем затевают шумные игры, а после того как немного подрастут - начинают упражняться в игре на пианино , могут только пережившие, а вернее претерпевшие все эти этапы взросления детей с верхнего этажа.
После окончания музыкальной школы нашими детьми , нам, родителям, вручали благодарственные письма за воспитание юных музыкантов. А ,по справедливости, надо было вручать благодарственные письма и нашим соседям , хотя бы за проявленную ими долго терпимость. Сейчас , по прошествии многих лет, понимаю что доставляли соседям снизу многие неприятности , но все это было без умысла кому бы то не было навредить.Просто мы жили своей жизнью .
Не все соседи готовы к открытому конфликту, с бурным выяснением отношений, с взаимными обвинениями. Но это не значит ,что эти "тихони" не проклинают своих "мучителей", призывая на их головы самые страшные кары. А это не так безобидно как кажется. "Мельница Господни мелют медленно ,но верно". А Он , как известно, всегда на стороне обиженных.
Современного человека почти невозможно напугать вероятностью небесной кары за его земные грехи. Даже совершая действия , которые нарушают все заповеди, он не чувствует себя грешником ,потому что считает себя единственно правым.
Конфликты, в том числе бытовые,всегда были в человеческом обществе. Наверное, это естественно . Даже если бы мы могли выбирать себе соседей , это не гарантировало бы спокойной жизни для всех. Главное соизмерять действия с возможными последствиями и во время остановиться , чтобы не было как в песне Высоцкого, когда дошли до того что "все хорошее в себе доистребили..."