Эта статья для тех, у кого дети не могут обучиться чтению за месяц.. Перед новой статье я всегда просматриваю прошлые свои статьи на эту тему. 5 месяцев назад у нас было 28 букв и начало чтения слогов. После этого мы быстро доучили буквы. Я стала замечать, что ребенок запомнил порядок букв на карточках. Тогда я заменила три наших карточки на одну с алфавитом. Этот алфавит мы проговариваем каждый день, просто звуки, без опорных слов. В итоге за несколько месяцев разового ежедневного повторения ребенок практически запомнил алфавит. То есть мы для этого специально ничего не делали.
Вначале я сделала карточку без картинок, но это было трудновато ребенку, поэтому дорисовала местами картинки уже просто карандашом без детализации.
Потом дорисовала маленькую "а" и "е", мы их так не пишем, но читаем. Причем переход к такой "а" прошел быстро без проблем. Плюс можно делать разные пометки для букв, которые ребенок плохо слышит.
Чтение.
Мы всё это время так и читали альбомчик на одну гласную ( разные согласные, одна гласная). На гласные, которые делают согласный твёрдым, все хорошо. ( Исключение - Ы - по этому звуку в слогах просила помощи логопеда, вместе мы справились). С остальными похуже. С месяц назад купила готовые ламинированные карточки, где одна согласная с разными гласными.
Вначале чтение слогов рассыпалось, и даже в слоге с А ребенок переходил на чтение по буквам (М..А...МА). За пару недель перешли на нормальное чтение, но слоги на Е, Я, Ю читает пока по буквам. Я слышала советы, что нужно сразу чередовать гласные, например, читать МЫ -МИ. Честно, трудно, при этом оба слога при чтении сразу рассыпаются на отдельные буквы. То есть мы вначале хорошо учимся читать слоги на одну гласную, и только потом переходим к чередованиям и использованию разных гласных.
Начали читать первые слова. Завела альбомчик, слева слова, справа разбросаны картинки. Я поняла, что моему ребенку уже не нужна особая детализация, поэтому часто уже не раскрашиваю даже. При чтении самых простых слов чтение слога опять рассыпается на отдельные буквы, видимо, надо больше времени. В процессе чтения заметила, что ребенок стал глобально запоминать слова, ранее глобальное чтение у нас вообще никак не шло. В принципе, мы тоже помним большинство слов и по слогам читаем только незнакомые. Поэтому раз в неделю ввожу новый листок с новыми словами. То есть переход от чтения по слогам к чтению по словам у нас происходит на знакомых словах путем запоминания.
Начинать читать слова стоит с двусложных слов на одну гласную (мама, папа, баба, рама..). Это какая-то особенность что ли..Даже слово КОТ ребенок сначала читает как КОТО..А потом учимся переключаться. Вообщем, чтение у нас это долгий сложный процесс, и пока спрогнозировать что-то трудно.
Письмо ( распознавание звуков).
Повторюсь, в письме мне сейчас важна не аккуратность и красота, а то, может ли ребенок записать услышанное. Не знаю, что у нас там нарушено, но, зная прекрасно все буквы, ребенок вначале не смог бы написать даже слог МА, и даже сейчас слово МАМА мы пишем не прямо сразу, а по частям. Это обучение при нашем нарушении я считаю ключевым. Мой ребенок слышит слог, у него в голове возникает "звуковой отпечаток", который мгновенно "бледнеет". Мы научились сразу воспроизводить услышанный слог, но через секунду слог с большой вероятностью будет искажен, заменён или вообще забыт.. Поэтому кроме работы непосредственно с памятью ( написали одну строку, повторяем в ней два слога и пытаемся воспроизвести сразу и еще раз через секунду. Три пока не можем), мы работаем с разложением слога на буквы и сохранением зрительного образа (это у нас в норме). То есть задача, чтобы ребенок использовал не сломанную систему аудио памяти, а сохранную зрительную. Этапы, которые проходили при написание слогов:
1. Одна гласная, много согласных. То есть я вверху листка писала, допустим, букву А, и ребенок не думает над второй буквой. Говорю слог МА, ребенок пытается понять первую букву. Когда понял, записываем, и дописываем букву А. Постепенно ( очень постепенно) увеличиваем количество гласных. Есть еще такой момент, что ребенок быстро просекает, в каком порядке идут слоги, и отключает голову. То есть я иду в один день с начала алфавита, потом с конца, потом с середины.
2. Согласная и гласная могут быть любыми. Говорю слог, и мы его разбираем. Какая первая буква? догадались, написали. Опять говорю слог, ребенок повторяет слог. Какая вторая? При произношении уже голосом выделяю гласную.
3. На этот этап перешли на днях. Я говорю слог, мы отгибаем 1 палец и ищем согласную. Нашли, поняли, я показываю ее на карточке с алфавитом. Отгибаем второй палец, опять говорим слог, ищем гласную. нашли, показываю на карточке. И ребенок теперь записывает слог целиком. Я понимаю, это кажется маразмом, но ребенок пока пишет одну букву на 1 или 2 этапе, уже забыл слог, который пишет. И вот таким методом я пытаюсь добиться сохранения у ребенка в памяти сразу двух букв. И оно работает!!!
В конце занятия мы раньше читали слоги, теперь мы читаем их отдельно после перерыва. Сейчас в конце мы пишем простое предложение ( обращаю внимание, что первая буква большая, в конце точка). Как написали, читаем, а потом отвечаем на вопросы к каждому слову. Например, МАМА ЕСТ СУП. Кто ест суп? Что мама делает? Что мама ест?
Далее привожу три картинки с нашими письменами. Между первой и третьей 50 занятий ( это для тех, кто отчаивается). На картинках видно, как мы сократили размер строки и букв, как изменилось письмо ребенка. Никаких дополнительных способов развития письма мы не использовали.
На чем писать?
Вначале распечатывала листочки, как-то забыла, и мы взяли тетрадь в клеточку А4. Разлиновала строки и думаю, вот сейчас ребенок по линиям и клеточкам станет буквы ровно писать..Ага:) Вначале ребенок в упор не понимал, что клеточки могут помочь, где-то через месяц она начала догадываться.. Но она все равно не использует эту помощь в полную силу. Сейчас купила тетрадь с пружинкой вверху, пока довольна. Постепенно сокращаю высоту строки. В самом начале это было 4 см, теперь дошли 1.5см.
Еще важный момент - нестабильность ребенка во времени: сегодня она всё знает и помнит, а через день всё забыла, потом опять знает.. Не знаю, что это, ходили к неврологу, пьем сиропчик, стало получше, но все равно недостаточно стабильно. Летом еще пойдем к неврологу.