Найти тему

Чтение (переход от слога к слову) и письмо у ребенка с алалией (часть 3)

Эта статья для тех, у кого дети не могут обучиться чтению за месяц.. Перед новой статье я всегда просматриваю прошлые свои статьи на эту тему. 5 месяцев назад у нас было 28 букв и начало чтения слогов. После этого мы быстро доучили буквы. Я стала замечать, что ребенок запомнил порядок букв на карточках. Тогда я заменила три наших карточки на одну с алфавитом. Этот алфавит мы проговариваем каждый день, просто звуки, без опорных слов. В итоге за несколько месяцев разового ежедневного повторения ребенок практически запомнил алфавит. То есть мы для этого специально ничего не делали.

Вначале я сделала карточку без картинок, но это было трудновато ребенку, поэтому дорисовала местами картинки уже просто карандашом без детализации.

Потом дорисовала маленькую "а" и "е", мы их так не пишем, но читаем. Причем переход к такой "а" прошел быстро без проблем. Плюс можно делать разные пометки для букв, которые ребенок плохо слышит.

Чтение.

Мы всё это время так и читали альбомчик на одну гласную ( разные согласные, одна гласная). На гласные, которые делают согласный твёрдым, все хорошо. ( Исключение - Ы - по этому звуку в слогах просила помощи логопеда, вместе мы справились). С остальными похуже. С месяц назад купила готовые ламинированные карточки, где одна согласная с разными гласными.

они высотой с телефон, удобно брать с собой и читать в дороге
они высотой с телефон, удобно брать с собой и читать в дороге

Вначале чтение слогов рассыпалось, и даже в слоге с А ребенок переходил на чтение по буквам (М..А...МА). За пару недель перешли на нормальное чтение, но слоги на Е, Я, Ю читает пока по буквам. Я слышала советы, что нужно сразу чередовать гласные, например, читать МЫ -МИ. Честно, трудно, при этом оба слога при чтении сразу рассыпаются на отдельные буквы. То есть мы вначале хорошо учимся читать слоги на одну гласную, и только потом переходим к чередованиям и использованию разных гласных.

Начали читать первые слова. Завела альбомчик, слева слова, справа разбросаны картинки. Я поняла, что моему ребенку уже не нужна особая детализация, поэтому часто уже не раскрашиваю даже. При чтении самых простых слов чтение слога опять рассыпается на отдельные буквы, видимо, надо больше времени. В процессе чтения заметила, что ребенок стал глобально запоминать слова, ранее глобальное чтение у нас вообще никак не шло. В принципе, мы тоже помним большинство слов и по слогам читаем только незнакомые. Поэтому раз в неделю ввожу новый листок с новыми словами. То есть переход от чтения по слогам к чтению по словам у нас происходит на знакомых словах путем запоминания.

-3

-4

Начинать читать слова стоит с двусложных слов на одну гласную (мама, папа, баба, рама..). Это какая-то особенность что ли..Даже слово КОТ ребенок сначала читает как КОТО..А потом учимся переключаться. Вообщем, чтение у нас это долгий сложный процесс, и пока спрогнозировать что-то трудно.

Письмо ( распознавание звуков).

Повторюсь, в письме мне сейчас важна не аккуратность и красота, а то, может ли ребенок записать услышанное. Не знаю, что у нас там нарушено, но, зная прекрасно все буквы, ребенок вначале не смог бы написать даже слог МА, и даже сейчас слово МАМА мы пишем не прямо сразу, а по частям. Это обучение при нашем нарушении я считаю ключевым. Мой ребенок слышит слог, у него в голове возникает "звуковой отпечаток", который мгновенно "бледнеет". Мы научились сразу воспроизводить услышанный слог, но через секунду слог с большой вероятностью будет искажен, заменён или вообще забыт.. Поэтому кроме работы непосредственно с памятью ( написали одну строку, повторяем в ней два слога и пытаемся воспроизвести сразу и еще раз через секунду. Три пока не можем), мы работаем с разложением слога на буквы и сохранением зрительного образа (это у нас в норме). То есть задача, чтобы ребенок использовал не сломанную систему аудио памяти, а сохранную зрительную. Этапы, которые проходили при написание слогов:

1. Одна гласная, много согласных. То есть я вверху листка писала, допустим, букву А, и ребенок не думает над второй буквой. Говорю слог МА, ребенок пытается понять первую букву. Когда понял, записываем, и дописываем букву А. Постепенно ( очень постепенно) увеличиваем количество гласных. Есть еще такой момент, что ребенок быстро просекает, в каком порядке идут слоги, и отключает голову. То есть я иду в один день с начала алфавита, потом с конца, потом с середины.

2. Согласная и гласная могут быть любыми. Говорю слог, и мы его разбираем. Какая первая буква? догадались, написали. Опять говорю слог, ребенок повторяет слог. Какая вторая? При произношении уже голосом выделяю гласную.

3. На этот этап перешли на днях. Я говорю слог, мы отгибаем 1 палец и ищем согласную. Нашли, поняли, я показываю ее на карточке с алфавитом. Отгибаем второй палец, опять говорим слог, ищем гласную. нашли, показываю на карточке. И ребенок теперь записывает слог целиком. Я понимаю, это кажется маразмом, но ребенок пока пишет одну букву на 1 или 2 этапе, уже забыл слог, который пишет. И вот таким методом я пытаюсь добиться сохранения у ребенка в памяти сразу двух букв. И оно работает!!!

В конце занятия мы раньше читали слоги, теперь мы читаем их отдельно после перерыва. Сейчас в конце мы пишем простое предложение ( обращаю внимание, что первая буква большая, в конце точка). Как написали, читаем, а потом отвечаем на вопросы к каждому слову. Например, МАМА ЕСТ СУП. Кто ест суп? Что мама делает? Что мама ест?

Далее привожу три картинки с нашими письменами. Между первой и третьей 50 занятий ( это для тех, кто отчаивается). На картинках видно, как мы сократили размер строки и букв, как изменилось письмо ребенка. Никаких дополнительных способов развития письма мы не использовали.

тут вообще не видно букв, это не проблемы фотографии
тут вообще не видно букв, это не проблемы фотографии

тут у нас вверху указаны две гласные. Почему ребенок стал нормально давить на карандаш, не знаю.
тут у нас вверху указаны две гласные. Почему ребенок стал нормально давить на карандаш, не знаю.

это уже этап 3
это уже этап 3

На чем писать?

Вначале распечатывала листочки, как-то забыла, и мы взяли тетрадь в клеточку А4. Разлиновала строки и думаю, вот сейчас ребенок по линиям и клеточкам станет буквы ровно писать..Ага:) Вначале ребенок в упор не понимал, что клеточки могут помочь, где-то через месяц она начала догадываться.. Но она все равно не использует эту помощь в полную силу. Сейчас купила тетрадь с пружинкой вверху, пока довольна. Постепенно сокращаю высоту строки. В самом начале это было 4 см, теперь дошли 1.5см.

Еще важный момент - нестабильность ребенка во времени: сегодня она всё знает и помнит, а через день всё забыла, потом опять знает.. Не знаю, что это, ходили к неврологу, пьем сиропчик, стало получше, но все равно недостаточно стабильно. Летом еще пойдем к неврологу.