Найти тему

Река – судьба семьи Саватеевых

   Река – судьба семьи Саватеевых
Река – судьба семьи Саватеевых

Анна Степановна – родоначальница династии Саватеевых – отдала работе на реке 32 года. Ветеран труда уже более 20 лет на пенсии, но очень хорошо помнит свою первую навигацию.

Речной трамвайчик
– Родилась я в деревне Слушка вверх по Иртышу. Сейчас ее нет. А раньше была возле Цингалов. Полдеревни было Никуровых, и я Никурова. Родители мои работали на земле, было хозяйство, держали коней, был у них хороший дом на две семьи. Никаких наемных работников – все делали сами, но все равно их раскулачили. Отобрали скотину и выгнали из собственного дома. Надо было как-то жить и растить пятерых детей, они вступили в колхоз. Мама работала дояркой, а отец рыбаком, – вспоминает наша собеседница. В Ханты-Мансийск Аня Никурова приехала в 1961 году вслед за братом Анатолием, он работал мотористом на речном трамвайчике Т-17. Трамвайчик ходил от Ханты-Мансийска до Горнофилинского (впоследствии Горноправдинск). Девушку взяли матросом. Она должна была поддерживать чистоту на судне и кормить экипаж. Анна Степановна хорошо помнит капитана Т-17 Виктора Михайловича Красноусова. Говорит, что он был хороший человек и наставник.

Молодая семья
Через год, в апреле 1962-го, после окончания Омского речного училища прибыл на работу в Ханты-Мансийский эксплуатационный участок (позднее речной порт) Сергей Саватеев. Устроился крановщиком.
Молодые люди полюбили друг друга и поженились. Родился у них сын Володя, который с малолетства каждую навигацию проводил с родителями на реке. Помогал работать и брал пример с отца.
И было чему поучиться. Сергей Петрович проработал на предприятии 41 год: был крановщиком на плавкране, групповым механиком по кранам. На пенсию вышел в 2003 году с должности инженера-механика берегового производственного участка. Награжден орденом Трудовой Славы III степени, медалями: «Ветеран труда», «100 лет со дня рождения Ленина» и «300 лет российскому флоту».
Анна Саватеева, став матерью, как говорят речники – сошла на берег. Стала кассиром выплатного пункта, потом бухгалтером, экономистом-финансистом, на пенсию уходила с должности заведующей выплатным пунктом.
На предприятии про нее рассказывают, что Анна Степановна активно участвовала в художественной самодеятельности, выступала в своем клубе, на выборах и даже ездила в составе агитбригады по подшефным селам.
– Был у нас подшефный колхоз в поселке Мануйлово. Зимой мы ездили на лошадях к ним с концертами. Был у нас знатный плясун Виталий Васильевич Колышкин, и гармонист свой был. Трио братьев Куклиных исполняло «Родные березы не спят». Я пела в ансамбле. Хорошие песни были, душевные: «Мне березка дарила сережки» и другие, – рассказывает родоначальница династии и потомственная певунья. Ведь отец Никуровых был гармонистом, и на праздники вся Слушка пела под его аккомпанемент.



Потомственный крановщик
Володя – сын Анны и Сергея – вырос и продолжил династию речников.
– Отслужил в армии и в 1987 году пришел в речной порт. Взяли меня мотористом-рулевым на «Метеор-154». После зимовки шел в Октябрьское и там базировался. Ходил по маршруту Октябрьское – Бобровский. 12 часов в пути. В 6 утра отходим, в 6 вечера приходим, ночевка – и в 6 утра назад. Так четыре навигации под командованием капитана-механика Петра Петровича Трифонова, сменным капитаном был Евдокимыч – Анатолий Евдокимович Воронцев, – рассказывает представитель второго поколения династии Саватеевых Владимир Сергеевич. Владимир пережил вместе с предприятием трудные времена перестройки и трансформации. Сменил несколько профессий, но любимая у него – крановщик.
– Отучился в Сургуте на докера-механизатора, могу управлять разными грузоподъемными механизмами. Работал крановщиком башенного крана на «контейнерной». Она была в 200 метрах по течению от вокзала. Сейчас ее нет, до этого места чуть-чуть не доходит набережная. Раньше много грузов контейнерами отправляли. Мне нравилось ощущение высоты, – делится воспоминаниями Владимир Саватеев. Предприятие было огромным и самодостаточным, и в его состав входила собственная пилорама. Куда и перешел работать наш собеседник после развала Союза.
– Летом по большой воде ходили в Урманный и Кедровый, грузили лес на баржи, перевозили на пилораму. А как навигация заканчивалась, перегружали, сортировали, пилили кругляк сначала на лафеты, потом на брус или доски. Заказов на стройматериалы было много, ведь мы могли изготовить любой нестандартный размер, – говорит речник.


Третье поколение
С наступлением 2000-х исчезает и пилорама. Наш герой переходит в столярный цех «на караванке». Так называют речники между собой затон, где зимуют «Метеоры», «Линды», «Валдаи» и другие пассажирские суда.
К тому времени сын Виктор уже несколько навигаций побыл матросом и поработал на вокзале, даже окончил вуз. Пришел к отцу в цех. Работа столяра понравилась парню. До 2022 года, пока Владимир Сергеевич не вышел на пенсию, они работали вместе: делали внутреннюю обшивку и перегородки для судов, любые деревянные изделия для офиса и подсобных помещений.
Стаж работы универсального работника «Северречфлота» на тот момент составил 35 лет.
Второй сын ветерана труда, Сергей, получил профессию моториста-рулевого в технологическом колледже и проработал на предприятии береговым матросом 4 года.
Дочь Владимира Сергеевича, Екатерина Богданова, работает сейчас в прачечной предприятия. Главные заказчики подразделения – гостиница и общежитие. Благодаря ее труду в салонах «Метеоров» чистые подголовники, чехлы на креслах и шторы на окнах.


Читать в источнике