Найти тему

10 альбомов русского рока, которые не вышли бы в свет без Андрея Тропилло

Оглавление

В связи с уходом из жизни легендарного продюсера Андрея Тропилло целый день слушал советский подпольный рок 1980-х. И решил поделиться некоторыми записями, которые остались с тех безумных и бурных, но честных и светлых времён.

Многое делалось на коленке, на ощупь, на голом энтузиазме. Но в наивном экспериментаторстве рокеров-подпольщиков читается искреннее желание достучаться до публики, выразить себя и рассказать о чём-то важном.

«Машина времени» «Маленький принц» (1980)

В феврале 1979 года Андрей Тропилло, до этого занимавшийся организацией концертов «Машины времени», взялся за запись выступления любимой группы. Вся программа была зафиксирована на магнитофон, позаимствованный из Пушкинского Дома.

«Аквариум» «Треугольник» (1981)

«Окопавшись» в Доме юного техника на Красногвардейского района Ленинграда, Андрей Тропилло начал всеми правдами и неправдами добывать для своей студии технику и материалы. Вскоре на третьем этаже здания бывшей женской гимназии начались алхимические процессы, которые привели к появлению основополагающих работ русского рока. Одной из них был «Треугольник» — экспериментальный альбом «Аквариума». Андрей Тропилло не только выступил в качестве звукорежиссёра, но и сыграл на блокфлейте.

«Аквариум» «Радио Африка» (1983)

К 1983 году «Аквариум» освоились в Доме юного техника и записали один из самых ярких альбомов подпольного рока. Запись «Радио Африки» осуществлялась в хаотичном режиме благостного творческого беспорядка, а для финальной стадии работы Андрей Тропилло умудрился арендовать передвижную студию московского отделения фирмы «Мелодия» с роскошным 24-канальным пультом. Записываться и сводить приходилось ночью.

«Странные игры» «Метаморфозы» (1983)

Дебютный альбом «Странных игр» — ранний опыт советского ска-панка в духе Madness и The Specials, но на стихи французских поэтов. Материал частично писался в студии Андрея Тропилло, частично — в Малом Драматическом театре (из-за нехватки места в Доме юного техника). Кроме того, «Странным играм» удалось пробраться в выше упомянутую передвижную студию «Мелодии» и записать часть партий на тамошнем профессиональном оборудовании.

«Мануфактура» «Зал ожидания» (1983)

Ленинградская группа «Мануфактура», основанная выходцами из физико-математического лицея Олегом Скибой и Дмитрием Матковским, не стремилась к разоблачительному пафосу, но и не следовала канонам заматеревшей советской эстрады. Магнитоальбом «Зал ожидания» составлен из романтичных песен на общую тему поисков выхода из серой повседневной реальности. Пронзительный вокал молодого Виктора Салтыкова идеально вписался в материал.

«Зоопарк» «Уездный город N» (1983)

Весной 1983 года в Доме юного техника был записан дебютный альбом «Зоопарка». Заглавная композиция — подражание Дилану от Майка Науменко — длилась почти 15 минут. При создании инструментальной дорожки Андрей Тропилло просто закольцевал короткий записанный фрагмент, чтобы прогулка по уездному городу N могла длиться бесконечно.

«Кино» «Начальник Камчатки» (1984)

Третий студийный (и первый электрический) альбом «Кино» был зафиксирован на плёнку на две-три недели при участии автора — Виктора Цоя — и целой когорты приглашённых музыкантов. «Начальник Камчатки» был во многом переходной работой, но свою роль в поисках фирменного звучания «Кино» он, несомненно, сыграл.

«Телевизор» «Шествие рыб» (1985)

Группа «Телевизор» под управлением вечного бунтаря Михаила Борзыкина привнесла в звучание ленинградского рока ощутимое влияние «новой волны», постпанка и электроники. Альбом «Шествие рыб» — пример зябкого, аскетичного звучания в сочетании с прочувствованным вокалом и радикальными текстами, создавшими для группы много проблем. Андрей Тропилло во время записи занимался программированием драм-машины и сыграл на саксофоне.

«Облачный край» «Стремя и люди» (1985)

Архангельская группа «Облачный край» записывалась в студии Андрея Тропилло по ночам летом 1985 года. От «Аквариума» музыкантам на время перепала гитара, от «Странных игр» — бас и клавишный синтезатор. Андрей Тропилло порычал в микрофон, изображая монстра. «Стремя и люди» — довольно радикальный хард-роковый альбом, который до 1996 года распространялся только на плёнке в формате магнитоиздата.

«Алиса» «Энергия» (1985)

Альбом, переживший своё время. «Энергия» выделяется и в дискографии «Алисы», и вообще в истории русского рока. Андрей Тропилло взялся не просто записать песни новой группы, но разработать для неё оригинальное звучание. Для этого были задействованы многие ленинградские музыканты, а к холодному и резкому нововолновому звучанию были добавлены труба, флейта, скрипка, саксофон и виолончель.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!