Зачем на крыше статуя? Так ли это, что особняки в центре Москвы строили на продажу? Была ли здесь (в доме) конюшня?
Что стало сейчас с особняком (после реконструкции)?
Стройка ради наживы
Многие улицы в старой Москве застроены старыми особняками, которые сейчас стали памятниками архитектуры, но в своё время строились как и для того, чтобы жить (Рублёвки то ведь не было), так и того, чтобы построить, а потом перепродать подороже желающим жить в центре Москвы, а не где-нибудь на окраине. Престижно как-никак и до различений недалеко.
Сегодня поговорим про один из таких домов-особняков. Дом на Поварской улице со статуей на крыше. Адрес у него 44/2с1, стоит на углу Поварской улицы и Скарятинского переулка. В литературе и разных путеводителях у него есть свое название — «особняк Миндовского».
Миндовский это фабрикант, меценат и один из «королей» волжского текстиля, который решил вложить деньги в доv, который никто не хотел покупать. Но речь не о нем, а доме. Хотя Миндовский и его дети были последними владельцами особняка до того момента пока революция 1917 года и её поклонники не превратила дом в непонятно во что, а владельцев не выгнали на улицу.
Как купить старую усадьбу и искать покупать
Сам особняк появился на перекрестке вышеназванных улиц в начале прошлого века. До этого сооружения здесь уже (что естественно) стола старая усадьба, владельцем которой был Волчков Д.Г. и ещё ему же принадлежал достаточно большой кусок территории до Скатерного переулка. Усадьба была деревянная — чистая классика. Равно, прямолинейно с правильными формами и очень сдержанно. Никаких излишеств. Скучно. Ну какой дом может принадлежать тайному советнику и только такой.
В начале века в Москве в 1903 году началось активное строительство особняков «под ключ» для состоятельных граждан. Одно из местных торгово-акционерных обществ Якова Рекка выкупает большой участок земли, на которой стоит дворянская усадьба тайного советника Волчкова. Делит его на две части и строит два особняка. Всё на продажу. Теперь это два соседних дома на Поварской улице. Нас интересует сейчас дом со статуей на козырьке крыши. С помощью дореволюционного девелопмента и стараний архитектора Льва Кукушева дом получился очень красивым и не обычным для того времени, да и в нынешнее смотрится просто великолепно.
Что же так повлияло на строительство особняка?
Ограничения в деньгах. Их не было. Совсем. Дом строился под «мифического заказчика» и архитектор строил так как считал нужным, реализуя свои взгляды и пристрастия в камне и облике дома.
Изящные украшения фасада дома и огромное окно с балконом, переплетенным маком (его цветами и листьями). Множество фигурок путти (можно назвать их ангелами или купидонами), занятых разными занятиями в искусстве.
Был сделан и зимний сад с полукруглыми окнами в торце дома. Все стекла в доме были сделаны с помощью травленого стекла с модернистским узором. К сожалению, стекла были уничтожены во время войны.
Въезд в дом, точнее внутренний двор, находится со стороны Скарятинского переулка. Украшен воротами в виде кованой бабочки с причудливыми фонарями при въезде. Внутри двора находится еще одна постройка. Это бывшая конюшня. Её венчает голова лошади, намекая на назначение постройки.
Архитектор разошелся
Конкретного покупателя на дом не было, поэтому Лев Кекушев воплотил много из того что задумал в камне и стекле внутреннего убранства особняка. Видимо, архитектор, чтобы дом продался, строил с учетом не только своих вкусов, но и с тем, что включил в убранство дома разные детали популярные на то время (в строительстве). Модные исторические фишки: как-то витражи с причудливыми растениями, широкая лестница с мраморными балясинами с украшениями из бронзовых масок львов (фишка архитектора), входная массивная дверь арочного типа со вставными стеклами.
Второй этаж состоит из жилых комнат, зала для гостей (для приемов), гостиной и столовой.
Лев Кекушев щедро вознаграждался за проектирование и строительство сего особняка и воплотил в нем свои (думаю все) мечты, о том, как должен выглядеть дом мечты для русского предпринимателя. И это, безусловно, сказалось на цене как самого строительства, так и продажной цене. Ведь дом не могли никак продать аж целых пять лет!
Лишь провинциал Иван Миндовский решил его приобрести, чтобы осесть в Москве со своими четырьмя детьми. Купил особняк наш текстильный промышленник в 1909 году, но прожил в доме недолго; когда в 1912 году скончался. А четверо детей продолжали жить в особняке, поделив его между собой.
Кстати, они так и не смогли оформить (до революции естественно), а то сейчас могли бы жить потомки или на худой конец могли бы судиться с властями за свою отобранную собственность во время событий семнадцатого года. Но это скорее из области фантастики, но помечтать нам никто не помешает.
После 1917 года особняк национализировали, пролетарии растащили всё, что смогли унести, а что не смогли, попортили. Так продолжалось до 1924 года, а после дом передали под посольство Швеции. Сотрудники оного пытались и бережно относились к тому что осталось после 1924 года в доме. До 1972 года, когда у особняка сменился владелец и сюда перевезли посольство Новой Зеландии, что находится и поныне. К счастью, новые владельцы с большим уважением отнеслись и к внутреннему убранству дома, и к внешнему. Сделали реставрацию особняка и внутри, и снаружи.
Последняя была в 2019 году Многие элементы декора (витражи, ручки, батареи и прочее) восстановили, но попасть в особняк нельзя — посольство ведь! А главное, вернули скульптуру Авроры с маленькими путти рядом. Но есть немного фотографий, которые рассказывают историю дома.