Весьма сложно сказать о «Выкрикивается лот 49» что-то стройное и вразумительное. Это – самый что ни на есть постмодернистский роман: фрагментарный, путанный, композиционно сложный и настолько глубокий, что глубину эту сложно постичь.
В основе сюжета – история Эдипы (имя явно отсылает нас к пьесе Софокла). Эта молодая ветреная девушка волей случая оказывается распорядительницей имущества Пирса Инверарити – её бывшего молодого человека. Чтобы уладить юридические формальности, ей предстоит совершить невероятное путешествие через полстраны, которое, как впоследствии окажется, не будет иметь ничего общего с имуществом покойного, ведь в рамках странствия Эдипа окажется втянута чуть ли не в мировой заговор…
Роман в первую очередь, это – гимн тревожности XX века. Дорога героини ведёт, кажется, в никуда: случайные встречи, тайные сообщества, музыкальные группы только отдаляют героиню от главной цели её поездки. Эти осколки, совершенно непохожие друг на друга, в конечном итоге, рассказывают нам целостную историю, содержание которой для каждого читателя будет совершенно разное. Роман плавно перетекает из наркотического трипа в философские размышления об искусстве и обратно – да так ловко, что грань эту попросту невозможно различить.
Внимательного читателя порадует огромное количество отсылок к литературе и поп-культуре: здесь вам и город Сан-Нарциско, и герой Ди Прессо, и фирма «Turn and Taxies», и ещё с десяток отсылок. Рекомендую не пренебрегать примечаниями – ведь многое наш читатель понять не сможет ввиду незнания американской культуры.
Читать ли книгу, которая может позволить себе пересказ выдуманной пьесы в середине повествования – вопрос сложный. Но ясно одно: это сложное, многогранное и очень глубокое произведение уже стало классикой XX века.
Никита Лейченко, библиотекарь отдела городского абонемента