Найти тему
Культурный код

«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации

Оглавление

Наверное, на белом свете нет ни одного человека, который не слышал бы хоть что-то о легендарных ювелирных изделиях - «Пасхальных яйцах Фаберже», которые так высоко ценятся у коллекционеров всего мира. Но как жил изготовитель этих предметов ювелирного искусства? Почему драгоценные яйца, после Революции, разлетелись по всему белому свету, отчего Российская Федерация по настоящий день вынуждена собирать по крупицам своё же наследие?

Сегодня, в преддверии светлого праздника Пасхи наша команда ответит на эти и многие другие вопросы.

«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации
«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации

Гениальный ювелир – Петер Карл Фаберже

В городе Санкт-Петербург, 30 мая 1846 года родился русский немец – Петер Карл Фаберже, которому было предначертано стать, наверное, самым великим ювелиром в истории.

С самого раннего возраста Петер был вовлечён в семейный бизнес, ибо его отец открыл свою ювелирную фирму в «тогдашней» столице Российской империи ещё в 1842 года, за 4 года до рождения сына. Потому что деньги, как говорят "водились в этой семье", по тем временам Фаберже получил просто прекрасное европейское образование, учился в Дрездене, а ювелирное мастерство перенимал у известнейшего мастера из Франкфурта – Йозефа Фридмана.

Только после «ученического турне», в 1870 году, в возрасте 24 лет, Петер вернулся в Россию и перенял управление фирмой у своего отца.

«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации
«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации

Известность и признание пришли к Фаберже в 1882 году, когда на выставке в Москве, на изделия мастера обратил внимание император Александр III. Украшения настолько понравились государю, что он назначил Петера личным ювелиром и ювелиром Императорского Эрмитажа.

Такое назначение только подстегнуло творчество мастера. И вскоре, ювелирные украшения от петербургского ювелира стали распространяться по всей Европе, ибо часто преподносились в качестве дорогого подарка великосветским и высокопоставленным особам.

В 1900 году, в Петербурге было возведено новое здание для фирмы Петера. На первых этажах располагались мастерские и магазин. Верхние этажи были отведены под личные нужды многочисленной семьи Фаберже.

«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации
«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации

Легендарные пасхальные яйца

Своё первое пасхальное яйцо великий мастер изготовил собственноручно, в 1885 году, по заказу Александра III, который намеревался преподнести оригинальный подарок своей супруге – Марии Фёдоровне.

Сама идея такого яйца была не нова – что-то подобное изготавливали в Европе, ещё в начале XVIII века. Причём все эти пасхальные яйца были этакими «игрушками для взрослых», поэтому нередко включали в себя хитроумные механизмы и игровые элементы.

Несмотря на это, Мария Фёдоровна была просто очарована подарком своего мужа. И с тех самых пор, не было и года, чтобы Петер не изготовил одно-два яйца на Пасху для императорской семьи. Каждый заказ очень щедро оплачивался из государственной казны. Но было одно условие – каждое изделие должно было быть уникальным, со своим, скрытым «сюрпризом».

«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации
«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации

Конечно, над каждым яйцом, впоследствии, работала целая команда ювелиров. Но свой вклад в каждое изделие вносил лично Фаберже, поэтому принято считать, что именно он является основным мастером-изготовителем.

Несмотря на это, именно командная работа над каждым изделием позволяла фирме Фаберже, помимо запросов императорской семьи, обрабатывать ежегодные запросы ещё от 15-ти высокопоставленных заказчиков. В частности – герцогини Мальборо, семьи Ротшильдов, Эммануила Нобеля и Феликса Юсупова.

Все пасхальные яйца, изготовленные «на сторону» были менее искусны, чем императорские ювелирные изделия. Но всё-таки «фирма держала планку» и в каждый заказ, в прямом смысле этого слова, мастера вкладывали душу.

«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации
«Пасхальные яйца Петера Карла Фаберже»: как известный питерский ювелир зародил традицию и потерял всё во время национализации

Решительные перемены

После того, как советская власть окончательно утвердилась в северной столице, здание фабрики было немедленно национализировано. Позже, с распространением влияния большевиков, были «экспроприированы» филиалы фирмы в Одессе и Москве.

Огромное количество драгоценных камней и металлов попало в руки «советов». В том числе – бесценные «Яйца Фаберже», являющиеся произведением искусства.

Лишь самая малая часть изделий была вывезена Евгением Фаберже в Финляндию, ибо он предчувствовал развитие событий и совершил эмиграцию буквально накануне национализации.

Так как юное советское правительство остро нуждалось в денежных средствах на продолжение борьбы, практически все драгоценности были проданы иностранцам. В частности, Эммануил Сноумен, высокопоставленный представитель торгового дома «Wartski», в своих мемуарах вспоминал, что в период с 1925 по 1939 год не только приобрёл огромное количество украшений прославленного мастера, но и шесть пасхальных яиц, доставшихся ему фактически за бесценок.

Сам Петер Карл Фаберже этого позора так и не увидел – вместе с семьёй он покинул страну ещё в сентябре 1918 года. После отъезда из родного Отечества, последовала целая череда переездов. В конечном итоге семья остановилась в Лозанне – городе в Швейцарии.

После того, как дело всей его жизни было погублено Революцией, Петер Карл постоянно повторял одну и ту же фразу - «Жизни больше нет». И именно поэтому быстро отдал Богу душу 24 сентября 1920 года, всего два года спустя после национализации.

С уважением, Иван Вологдин.

Подписывайтесь на канал "Культурный код", ставьте лайки и пишите комментарии - этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым наша команда работает каждый день.