В подборках немецких фашистов из 290-й пехотной дивизии, кроме снимков танков КВ-1 из Яунокры и других танков, присутствовали и фотографии танка Т-26, который был подбит на территории военного лагеря. Эти снимки неоднократно подписывались как Truppenlager Idritza.
Ранее считалось, что этот танк принадлежал 42-й танковой дивизии 21-го мехкорпуса, которая перед войной располагалась в лагерях в районе станции Заваруйка недалеко от Идрицы. По состоянию на 22 июня 1941 года в дивизии было 55 танков Т-26, но по сведениям из документов в районе Идрицы она боев не вела и безвозвратных потерь не имела.
После того как в комментариях к одной из предыдущих записей выяснилось, что как Идрица были подписаны и другие снимки танков Т-26 из подборок немцев из 290-й ПД, пришлось срочно смотреть документы 22-й армии Западного фронта, которые ныне доступны на сайте "Память народа".
Как удалось выяснить, танки Т-26 на фотографиях принадлежали танковому батальону 96-го танкового полка 48-й танковой дивизии, который 11 - 12 июля 1941 года участвовал в контрударе частей 22-й армии против прорвавших через Себежский УР немецких частей.
48-я танковая дивизия 23-го мехкорпуса перед войной дислоцировалась в Воронеже и на фронт в район города Невель прибыла только 7 июля 1941 года.
Всего в дивизии к началу войны был 101 танк Т-26. Потом, видимо, перед отправкой на фронт 48-я ТД дополнительно получила еще семь танков Т-34.
10 июля 1941 года один танковый батальон в количестве 25 танков Т-26 из 96-го танкового полка подполковника Шукшина был направлен под Идрицу для "для боевых действий совместно с 170 СД".
Туда же на автотранспорте в распоряжение начальника автобронетанкового отдела 22-й армии полковника Воробьева перебрасывался 215-й стрелковый полк с одним артдивизионом из 179-й стрелковой дивизии. Эти части бывшей территориальной стрелковой дивизии 29-го стрелкового корпуса буквально накануне закончили переформирование на базе призывного контингента из Тульской области.
11 июля собранные командованием 22-й армии части после артподготовки, которую немцы оценили как сильную, атаковали и потеснили передовые батальоны 501-го и 502-го пехотных полка 290-й ПД вдоль дороги Дубровка - Кузнецовка. Но в целом, к сожалению, атака успехом не увенчалась и на следующий день 290-я ПД продолжила наступление на Идрицу.
В её дивизионном приказе по итогам боев за Идрицу значатся 12 уничтоженных и захваченных вражеских 20-тонных танков.
Эта заявка, в основном, соответствует действительности. Согласно сведениям о потерях матчасти 48-й ТД, в районах Кузнецовка и Идрица осталось на территории противника 8 танков Т-26.
Начальник автобронетанкового отдела штаба 22-й армии полковник Воробьев Алексей Алексеевич в документах значится погибшим в боях 28 июля 1941 года под Себежем (ОБД Мемориал). Дата его гибели, скорее всего, не верна, так как к 28 июля под Себежем давно боев не было, а в других документах ОБД Мемориал полковник Воробьев учтен как пропавший без вести.
Как пропавшие без вести 12 июля 1941 года в районе села Пустошкино в ОБД Мемориал значатся командовавший батальоном капитан Гусев Михаил Федорович и командиры танковых взводов Червинский Владимир Самойлович и Слепцов Иван Захарович (ОБД Мемориал).
Как погибший 12 июля 1941 года в районе деревни Кузнецовка в ОБД Мемориал учтен командир танкового взвода лейтенант Меньшиков Владимир Семенович (ОБД Мемориал).
В другом документе ОБД Мемориал лейтенант Червинский значится похороненным в братской могиле в деревне Новоселье Себежского района вблизи дороги Псков - Полоцк.
Что же касается военного городка, забор которого проломил танк с десантом, то это действительно может быть военный лагерь в Идрице, на территории которого перед войной размещались управление 21-го мехкорпуса и части 185-й моторизованной дивизии.
В немецких документах 28-го армейского корпуса зафиксирован факт танковой атаки 13 июля 1941 года в районе Truppenübungsplatz в Идрице. Оба участвующих в ней танка, к сожалению, были подбиты.
Однако здесь есть некоторые оговорки. Во-первых, расположение строений на территории лагеря, которое видно на фотографиях, не вполне соответствует схеме лагеря в Идрице, которая есть в документах 21-го мехкорпуса.
Во-вторых, в документах 122-й пехотной дивизии 28-го АК зафиксирована атака двух вражеских средних танков на позиции 1-го батальона 411-го пехотного полка в 16.30 13 июля 1941 года. Оба танка в этой атаке также были подбиты, но позиции этого батальона находились в районе деревни Долгие Нивы (примерно 25 км к северо-западу от Идрицы).
В завершении приведу информацию об общих потерях 48-й танковой дивизии в материальной части. Всего дивизия по состоянию на 1 сентября 1941 года оставила на территории противника 52 сгоревших танка Т-26 и два танка Т-34. Кроме того, было эвакуировано и вывезено на заводы, в основном, из района Великих Лук, 19 сгоревших Т-26 и один сгоревший Т-34.
Еще 24 Т-26 и четыре танка Т-34 было вывезено на ремонт по техническому состоянию.
На этом всё. Другие предположения насчет местоположения военного лагеря приветствуются. Между Себежем и Идрицей только крупных военных лагерей было несколько штук, так что другие варианты в данном случае более чем возможны.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/169831.html).
Список источников:
1. Документы 48-й и 42-й танковых дивизий (ЦАМО РФ, сайты Память народа, сайт Подвиг народа и ОБД Мемориал);
2. Документы 290-й пехотной дивизии (NARA);
3. Аукционы eBay.