Основной силой для прорыва ПВО России как считают в Пентагоне будут истребители невидимки 5-го поколения F-35 в различных вариациях. По этому естественно они изучают передовые возможности наших РЛС и ЗРК.
В частности в первую очередь их волнует связка нашего современного межвидового мобильного радиолокационного комплекса обнаружения аэродинамических и баллистических объектов на средних и больших высотах 55Ж6М «Небо-М» и ЗРК С-400/500.
Используя низкочастотные радары, такие как «Небо СВУ» (метровый-диапазон) и «Противник Г» (дециметровый-диапазон), система «Небо-М» может обнаруживать присутствие истребителей-невидимок при их приближении. Хотя эти низкочастотные массивы не могут обеспечить точность изображения, необходимую для нацеливания, они играют решающую роль в первоначальном обнаружении и отслеживании.
В дополнение к возможностям низкочастотных антенн в систему «Небо-М» интегрирована российская антенна «Гамма-С1», работающая в сантиметровом-диапазоне. Объединив эти РЛС в сеть, система «Небо-М» предлагает комплексный и многоуровневый подход к обнаружению и отслеживанию самолетов-невидимок.
При оценке эффективности противостелс-возможностей С-400 важно понимать присущие им ограничения.
Хотя современные истребители-невидимки сконструированы таким образом, чтобы минимизировать обнаружение в диапазоне высокочастотных радаров, они не полностью защищены от обнаружения. Размер их радиолокационного сечения (ЭПР) определяет их обнаруживаемость, при этом меньшие значения ЭПР указывают на меньшую видимость для радара.
Например, у F-35 ЭПР составляет примерно 0,0015 квадратных метров, а у F-22 ЭПР еще меньше — от 0,0001 до 0,0002 квадратных метров. Несмотря на эти достижения в технологии малозаметности, ни один современный истребитель не может полностью избежать обнаружения в низкочастотных радиолокационных диапазонах.
Согласно западным исследованиям низкочастотные антенные решетки, используемые «Небо-М», могут обнаруживать F-117 Nighthawk на дальности до 350 километров в оптимальных условиях и потенциально до 72 километров при сильных помехах.
Однако важно различать обнаружение и нацеливание. Хотя заявления С-400 о противодействии малозаметности основаны на его возможностях обнаружения, успешное нацеливание на самолет-невидимку остаетсявсе еще сложной задачей.
На практике технология «стелс» направлена на задержку обнаружения на время, достаточное для того, чтобы самолет мог либо вступить в бой с противником, либо уклониться от угрозы. Эффективность малозаметности зависит от различных факторов, в том числе от расстояния между самолетом и радиолокационной решеткой.
Учитывая, что радиолокационное сечение F-117 примерно в 30 раз больше, чем у F-22, и как минимум вдвое больше, чем у F-35, дальность обнаружения и прицеливания этих перспективных истребителей будет значительно уменьшена.
По прошлым оценкам, радиолокационные системы С-400 могут обнаружить F-35, когда он приближается примерно на 40 км. Однако F-35 вооружен противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM, способными поражать цели на расстоянии до 150 км.
Запускаемая с расстояния, значительно превышающего 40 км дальность обнаружения С-400, ракета запускаемая с F-35 имеет большие шансы поразить цель, не подвергая риску самолет. Однако реальность гораздо сложнее, особенно если рассматривать возможность интеграции С-400 в более широкую интегрированную систему противовоздушной обороны.
Подход «ворс земли» (метод, используемый военными самолетами, включающий полеты на чрезвычайно малых высотах с целью уклонения от обнаружения и атак противника в условиях высокого риска) может избежать обнаружения радаром С-400, но подвергнуть риску самолет другим угрозам, таким как системы точечной обороны, такие как Тор М2.
Альтернативно, полет на средних высотах может вызвать реакцию других элементов сети ПВО, таких как истребители в боевом воздушном патрулировании, вынуждая самолеты-невидимки отклоняться от траектории полета или подвергаться риску.
Более того, наличие бортовых радаров или корабельных зенитных систем добавляет еще один уровень сложности. Чем сложнее сеть ПВО, тем сложнее истребителям-невидимкам проникать и поражать важные цели, такие как С-400.
Даже если истребителю-невидимке удастся приблизиться незамеченным и запустить свое оружие, расчет С-400, скорее всего, обнаружит пуск и примет ответные меры.
Среди потенциальных ответов — отключение радаров, залповый огонь по угрозе или использование тактики приманки. Эффективность этих контрмер еще предстоит определить и будет доказана только в реальных боевых ситуациях.
Точно так же эффективность истребителей-невидимок в преодолении комплексных систем противовоздушной обороны и нейтрализации ценных целей, таких как С-400, зависит от постоянной оценки, адаптации тактики и динамичного характера войны.
При сравнении F-35 с российскими средствами ПВО, такими как С-300 и С-400, турки — единственные, кто испытал и знают результаты. По турецким данным, С-400 смогла обнаружить F-16, F-35 и даже F-22. Никто, кроме турков, не может это подтвердить эти данные.
Сообщалось об опыте 388-го истребительного авиаполка и 419-го истребительного авиаполка ВВС США, которые незаметно подслушивали излучение российских радаров. Но они были удивлены, обнаружив неизвестные частоты мирного времени от С-300, которые сложные компьютеры на борту истребителей не могли идентифицировать.
Наземные радары обычно не работают на своих реальных частотах в мирное время (так называемые «военные резервы»), чтобы не позволить противникам узнать об их возможностях.
Подчеркивается, что решающим фактором является не то, смогут ли С-300 и С-400 обнаружить истребители-невидимки, а то, смогут ли они поддерживать отслеживание достаточно долго, чтобы эффективно поразить цель.
Истребители-невидимки, такие как F-35, обладают технологией, которая обеспечивает переменное радиолокационное сечение (ЭПР), что влияет на их заметность. При этом значительную роль в процессе обнаружения играют маневренные возможности пилота.
F-35 еще до боевых действий на Украине якобы создали полную картину радиолокационного излучения российских систем ПВО с помощью своей передовой системы распределенной апертуры (DAS) и поделились ею с другими военно-воздушными силами НАТО и своими подопечными с Украины.
В Калининграде, обособленном российском анклаве, вклинившемся между Литвой и Польшей, F-35 могли обнаружить и идентифицировать места расположения ракет класса «земля-воздух» (ЗРК) и передать эту информацию остальным членам коалиции.
«Мы не пересекали границу. Мы ничего не стреляем и ничего не роняем. Но самолет всегда зондирует и собирает информацию. И он делал это очень, очень хорошо», — американский полковник Крейг Андрл, командир 388-го истребительного авиаполка.
Но именно необычное несовпадение с базой данных внутри F-35 удивило пилотов. Андрле сказал: «Мы рассматриваем SA-20 (название НАТО для зенитно-ракетного комплекса С-300ПМУ-1). Я знаю, что это SA-20. Intel говорит, что там есть SA-20, но теперь мой самолет не идентифицирует его как такового, потому что этот SA-20 потенциально работает в режиме военного резерва, которого мы раньше не видели».
В отчете добавлено, что самолет не всегда распознавал объекты вокруг себя, поскольку такие средства, как системы ПВО, «имеют цифровые способы уклониться от внимания».
Таким образом, можно сделать вывод, что Россия ожидала, что F-35 попытаются идентифицировать и построить российскую радиолокационную картину, учитывая их широко разрекламированную роль в РЭБ. Они использовали частоту мирного времени, которую Запад еще до этого не зафиксировал.
Таким образом, если какое-либо необычное излучение вражеского радара «военного резерва» или в мирное время не будет обновлено в нужную базу данных в нужное время, различные системы НАТО и США не смогут его обнаружить.