Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
/Ю. Энтин/
— Вставай, соня, на картошку пора!
Бабушка собрала уже сумку с продуктами, прихватила покрывало. Дедушка положил в машину резиновые сапоги, ведра, тяпки, канистру.
— Воды не забудьте! — крикнул он нам.
Быстро проехали через весь город, мимо парка с каруселями, мимо большого промтоварного магазина, выехали из города. Пошли заботливо обработанные поля.
— Ну вот и приехали. Я буду тяпкой работать, а вы "американцев" собирайте.
— Куда собирать?
— В ведро, уж налил вам керосину. Туда и бросайте.
Посмотрела вокруг — идут бесконечно длинные гряды цветущих белыми и синими цветочками кустов картофеля. Конца-края не видно. Но делать нечего: приказы не обсуждаются, приказы выполняются. И вот мы, не разгибаясь, стали собирать ярко-оранжевые личинки колорадских жуков, бросать их в ведро с керосином.
"Быстрей всех пройду ряд!" — думала я. Но не так-то легко тягаться с проворными руками бабушки. А тут еще вертолеты отвлекают — низко, будто над самой головой, контейнеры таскают.
— Не бойся, они тренируются, не уронят, — перехватила она мой взгляд.
"Ничего-ничего, сейчас бабушка меня опередила, а сейчас я ее обгоню". Так, в соревновательной горячке, не заметила, как все наши полосы прошли.
— Ну вроде все. Давайте теперь обедать, — сказала бабушка, тяжело разгибая спину.
— Ну что, подправить? — подшучивал дед, устало опираясь на черенок.
— А что будем с "урожаем" делать? — спросила я.
— С этими оккупантами? С ними разговор короткий, — дедушка вынул спичечный коробок и поджог в ведре керосин. Яркое пламя вырвалось из ведра.
На траву, на расстеленное покрывало, выложили газетные свертки, эмалированные кружки. Каждый брал по куску черного хлеба с пропитавшим уже растаявшим сливочным маслом, солил и с наслажденьем откусывал. Незабываемый вкус! Закусывали малосольными огурчиками, яйцами, лучком.
— А кто привез сюда такие большие валуны?
— Так Ледниковый период. До сюда дошел. Он и поставил их здесь. Чудеса природы.
С этого чуда здорово было следить за маневрами металлических "стрекоз".
Окинула потом взглядом картофельное поле:
— Как же вы все перекапывали?
— Так взяли по весне лошадь с плугом, она и попереворачивала землицу. За зиму-то все слежалось.
Потом мы следом прошлись и повтыкали картошечку. Это только начало работы. Как кустики-то начали в рост подниматься, их присыпАли холмиком. А чтоб вредители урожая не лишили, с ними надо бороться. Зато соберем запасов на всех на всю зиму.
Потом, уплетая дома жаренную или рассыпчатую отварную картошечку, она казалась мне особенно вкусной. Вспоминалось лето, стражи-валуны, нежный вкус ржаного "пирожного", запах полевых цветов и трав...
02.05.2024