Найти тему
18,2K подписчиков

Как литовские политики едва не провозгласили независимую Литовскую католическую церковь

Пертурбации, затронувшие прибалтийский регион после начала специальной военной операции на Украине, среди прочего, оживили старые религиозные конфликты и создали новые. В подавляющем большинстве они затронули приходы и епархии Русской православной церкви. Давление на верующих имело место в Латвии и сейчас активизировалось в Эстонии. А в Литве дело дошло до регистрации в феврале сего года альтернативы РПЦ – экзархата Константинопольского патриархата.

Во всех случаях религиозные волнения вызваны политическими решениями властей прибалтийских республик. Однако что любопытно, в ряде случаев они затрагивали не только Московский патриархат, но и Ватикан. Так, в августе прошлого года в МИД Литвы был вызван апостольский нунций в Прибалтике архиепископ Петер Раич после того, как в беседе с молодыми российскими католиками папа Римский Франциск назвал их «наследниками великой России, страны святых, царей, Петра I, Екатерины II, могучей и просвещенной Российской империи». Как отмечает итальянская газета Il Giornale, Вильнюс «в последние годы показал, что он не ценит позицию Святого престола, который, очевидно, считается слишком нейтральным в украинском конфликте», и «ни для кого не секрет, что граница с республиками Прибалтики является одной из самых горячих и в этих местах нельзя исключать в будущем худшие сценарии».

Флаг Литвы
Флаг Литвы

Демарш литовских властей в адрес Ватикана нельзя назвать чем-то уникальным. Он уже имел прецедент в истории, в первой половине XX века, когда Святому престолу приходилось лавировать между Литвой и Польшей. Вызванный президентом США Вудро Вильсоном «парад суверенитетов» привел к возникновению на политической карте мира трех молодых прибалтийских государств. Ватиканская дипломатия следила за развитием событий, как говорится, с «обычной осторожностью». Отношения с Латвией приобрели оттенок сердечности после подписания конкордата и официального открытия дипломатических миссий. Взаимопонимание с Эстонией, несмотря на малое количество католиков в этой стране, стало ещё более тесным. А вот контакты с Литвой характеризовались частыми «недоразумениями» и временами впадали в глубокий кризис.

Ещё по теме

Литовские активисты во главе с Антанасом Сметоной после начала Первой мировой войны начали кампанию по продвижению идеи литовской независимости. Но вот вопрос: как отстроиться от соседней Польши, с которой до 1795 года литовцы состояли в едином государстве? Европа знала о «польском деле» благодаря польским политикам, общественным деятелям, литературе. Литовское национальное движение в ответ попыталось привлечь на свою сторону Святой престол. Активность здесь проявлял католический священник из Лиепаи отец Константинас Ольшаускас. Ему удалось встретиться с папой Бенедиктом XV, на аудиенции у которого отец Ольшаускас рассказал, что Литва – это самый дальний бастион католицизма на Востоке, отчего сохранение литовскости и католицизма очень важно для Католической церкви. Понтифик согласился помочь, но попросил, чтобы к делу подключились местные епископы. Проблема заключалась в том, что большинство архиереев были поляками, которых интересовало прежде всего «польское дело».

Даже после установления официальных дипломатических отношений между Святым престолом и Литвой «тень Варшавы» постоянно отбрасывалась на Каунас, ставший временной столицей после оккупации поляками Вильнюса. Отправленный папой Бенедиктом XV в 1918 году в Варшаву епископ Ахилл Ратти, будущий папа Пий XI, становится апостольским нунцием в Польше. Но в Литве – он апостольский визитатор, то есть уполномочен заниматься лишь церковными вопросами, что задевает литовских политиков, увидевших в этом восприятие Ватиканом их республики как государства «второго сорта». Посланный в Каунас в ноябре 1922 года прелат Антонио Дзеккини остается в том же статусе апостольского визитатора. А в 1925 году в Литве узнают о содержании заключенного между Святым престолом и Польшей конкордата, по которому Вильнюсская епархия, находящаяся на оккупированной поляками территории, приписывается к польским церковным провинциям. В ответ правящие в Литве христианские демократы объявляют Дзеккини персоной нон-грата и пытаются насильно депортировать его из страны.

Старший научный сотрудник Института истории Литвы, автор монографии «Между политикой и дипломатией. Святой престол и Литовская Республика» Альгимантас Каспаравичюс отмечает, что в этот момент президент Александрас Стульгинскис занимает настолько крайне бескомпромиссную позицию, что требует не только выслать посланника Святого престола из Каунаса, но и вообще прекратить дипломатические отношения между Литвой и Ватиканом. Более того, инициируется дискуссия о создании независимой Литовской католической церкви. Как напоминает Каспаравичюс, «члены Сейма ездили по стране и читали лекции на эту тему, в прессе то и дело появлялись заявления различных политических партий о том, что литовский народ чувствует себя настолько оскорбленным, что даже рассматривает вопрос о церковной автокефалии». Правда, считает историк, это была, скорее, попытка вызвать большое общественное возмущение ватиканской политикой, особенно в отношении Польши, чтобы таким образом оказать политико-дипломатическое давление на Святой престол.

Первый полноценный апостольский нунций в итоге появляется в Каунасе только в 1928 году, им становится архиепископ Риккардо Бартолони. Но летом 1931 года его объявляют персоной нон-грана и высылают из страны за поддержку борьбы против государственного контроля над светской католической организацией «Католическое действие». После этого дипломатические отношения между Литвой и Святым престолом, «погрузились в глубокую депрессию» и восстановились лишь после вторжения Германии в Польшу. Следующий нунций, архиепископ Луиджи Чентоза, приезжает в Литву в апреле 1940 года. Спустя несколько месяцев его миссия становится неактуальной по причине вхождения Литвы в состав Советского союза. Возвращаясь в наши дни, можно заметить, что с марта сего года должность апостольского нунция в прибалтийских республиках снова вакантна. Посмотрим, не станет ли это предвестником новых бурных геополитических событий в регионе.

Автор: Стремидловский Станислав