Если простого зрителя спросить, кто снял фильм «Джентльмены удачи», многие скажут — Георгий Данелия. Однако, это не совсем так. Картину снял менее известный режиссер Александр Серый, а Данелия считается лишь соавтором сценария и художественным руководителем. Но это не совсем так, и именно главенство навсегда рассорило Серого и Данелию. Ёлка Тренд расскажет, почему два режиссера после съемок фильма перестали дружить и при чем тут известная писательница.
Режиссер Александр Серый загубил свою карьеру самостоятельно из-за своей раздражительности и несдержанности. Однажды, еще по молодости он заподозрил, что у его девушки Марины и приятеля Виталия роман, ворвался в квартиру Виталия и увидел, что Марина и Виталий спокойно пьют чай, однако ее часики лежат на столе. Серый подумал, что парочка только что вылезла из постели и бросился в драку, схватив молоток. Серый ударил Виталия молотком по голове, а потом спустился на 1 этаж и попросил консьержа вызвать милицию, признавшись, что убил человека.
Однако Виталий выжил, но стал инвалидом. Серый получил три года, из которых отсидел полтора года. Выйдя на свободу, он женился на Марине. Спустя несколько лет он решил извиниться перед другом. Виталий позвонил ему в дверь, Серый открыл и в этот момент Виталий выстрелил в него из гарпунного ружья для подводной охоты. Попади гарпун на пару сантиметров выше, Серый остался бы без глаза. В милицию он не стал обращаться, а рану просто зашили. Однако шлейф неприятной истории преследовал Серого всю жизнь, потому работы ему особо не предлагали. Друг Серого – Георгий Данелия, видя муки Серого, договорился о возможности снять «Джентльменов удачи».
Руководитель «Мосфильма» Николай Сизов дал добро на кандидатуру Серого только при условии, если за все этапы работы будет отвечать Данелия, то есть будет полностью контролировать Серого. Данелия ответил согласием: на тот момент он сам был без работы, его проект «Хаджи-Мурат» был закрыт. Так что, как рассказала автор сценария писательница Виктория Токарева, Данелия мог или работать или пить. А пил он много, и, возможно, все бы кончилось очень плохо, но ему помогло кодирование.
А вот Токарева как раз не пила, и именно поэтому Данелия выбрал ее в соавторы сценария, в процессе работы над которым у Данелия и Токаревой завязался роман, хотя Данелия был женат. Многие думают, что роман режиссера и писательницы аукнулся потом в «Осеннем марафоне». Сценарий писали в квартире Данелия, куда приходил и Серый. Данелия так старался произвести впечатление на Токареву, придумывал смешное, а та хохотала так, что у собаки, что сидела на соседском балконе, началось нервное расстройство. Токарева так лихо написала сценарий, что его растащили на «Мосфильме», а читающие хохотали столь же интенсивно.
У Серого единственного был уголовный опыт, так что он отвечал за весь тюремный лексикон, который приходилось переделывать во что-то более приличное. Например, сперва «нехороший человек» в сценарии был «падлой» и только потом превратился в редиску. Это уже была отсылка к легенде о том, что Ленин так назвал Троцкого («красный снаружи, белый внутри»), что на самом деле не так. Но во времена Гражданской войны редисками называли тех, кто изображал солидарность с большевиками. Что до остальных оскорблений, то они были взяты с потолка.
«Джентльменов» начали снимать в Узбекистане, но, когда материал прислали в Москву, Данелии он не понравился. Потому он вмешался в процесс и стал ставить сам целые эпизоды, например, сцену в тюрьме, финал, сцену Нового года. Как рассказывала Токарева, Данелия имел полное право поставить свою фамилию в качестве второго режиссера, однако благородно говорил, что весь фильм – заслуга Александра Серого. Однако большая часть славы досталась именно Данелия. Фильм имел колоссальный успех, его посмотрело 65 млн зрителей. А на «Мосфильме» пошли нехорошие шепотки: мол, если бы весь фильм снял Данелия, он был бы куда лучше.
Александр Серый этого Данелии не простил. Карьера режиссера не складывалась, после «Джентльменов удачи» он снял всего две картины: «Ты — мне, я — тебе» (про братьев-близнецов в исполнении Леонида Куравлева, банщика и инспектора Рыбнадзора) и «Берегите мужчин!» с тем же Куравлевым и Ниной Руслановой. Начались простои, и в этом Серый обвинил Данелию, написав кляузу в Госкино.
Письмо, которое дочь Серого нашла в архивах отца, было довольно мерзким. В нем Серый рассказывал, что сценарий писал он сам вместе с Данелией, но так как заключение сценарных договоров с работниками студии не поощрялось, Данелия настоял на подписании договора с «окололитературной дамой Викторий Токаревой», а потом денег за сценарий Серому не дали, Данелия и Токарева поделили все между собой. Данелия якобы сказал, что Серому хватит и славы. Режиссер был искренне уверен, что Данелия ставит ему палки в колеса и использует свой связи даже для того, чтобы рассказы Серого не брали в «Литературную газету». В итоге все привело к тому, что у Серого вообще не осталось друзей среди коллег-кинематографистов.
Режиссер после съемок прожил еще 16 лет. Уже на съемочной площадке «Джентльменов» Серый знал, что тяжело болен миелофиброзом. Он старался обеспечить семью, покупал дефицитные вещи, книги, но после его смерти наследство пошло прахом. Хорошую квартиру пришлось разменять на две малогабаритные, богатая библиотека сгинула после того, как книги отнесли в букинистический магазин, который внезапно закрылся, а вклад на имя внучки сгорел в 90-е. Супруга Серого пережила его всего на несколько лет, а потом погибла в пожаре в 2015 году.
Виктория Токарева, несмотря на наветы Серого, продолжила писать сценарии к фильмам и мультфильмам, в том числе и к фильму Данелия «Мимино». У Данелия за плечами остались блистательные «Кин-дза-дза», «Осенний марафон» и другие фильмы. И, возможно, снимай Данелия «Джентльмены удачи» мы получили бы еще более смешной фильм. А как считаете вы?