Часть I
Она не любила позировать, предпочитала, чтобы ее фотографировали на лету
Юная Маргарита Терехова с сияющими глазами – студентка школы-студии Завадского.
Темное пространство деревянного дома, нехитрая конструкция хитрой формы, позволившая найти площадь опоры для воплощения шагаловского полета, волна волос и волны покрывала, Андрей Тарковский со спины – так снимали сцену левитации в «Зеркале».
Неистовая Миледи с гневно раздувающимися ноздрями и водопадом золотых волос - кто-то назвал их прерафаилистскими – в «Трех мушкетерах». Заботливо бинтующая голову сына после его попытки застрелиться - и тут же бросающая ему «Приживал!.. Оборвыш!.. Ничтожество!» - Аркадина в «Чайке».
Об истории появления этих - и еще около трехсот снимков Маргариты Тереховой – и о ней самой - актрисе, режиссере, маме, женщине - рассказывает фотоальбом «Маргарита Терехова: Жизнь. Кино. Театр», презентация которого проходит на различных площадках в Москве и в других городах.
Книгу представляют ее авторы – Анна Терехова, дочь Маргариты Борисовны, и Юлия Анохина, биограф актрисы.
«Она всё чувствует»
- Спасибо, что вы пришли, конечно, я понимаю, это любовь к маме, уважение к ней и любовь и уважение к ее работам, - открыла Анна Терехова презентацию в кинотеатре «Иллюзион» в высотке на Котельнической набережной. - Для меня и для всех нас самое главное, что мама с нами. Она совершенно уникальный человек, я уверена, что несмотря на болезнь, она все понимает, все чувствует. Когда я с ней разговариваю, когда читаю ей - и из этой книги тоже, вижу по ее глазам, что она с нами и что она радуется вместе с нами. И это самое главное, она не дает мне, чтобы я унывала.
Мамино прекрасное лицо
Идея сделать фотоальбом о маме возникла у Анны много лет назад.
- Причем не книгу, а именно альбом с фотографиями. Когда я была маленькой, у нас дома, в книжных шкафах, на полках, в ящиках было огромное множество маминых фотографий, и они лежали, если можно так сказать, в хаотическом порядке.
Когда готовилось интервью или телепередача, все это вынималось из ящиков. Что-то Маргарита Борисовна искала, что-то подписывала – иногда заново, что-то зачеркивала.
- Много фотографий отдавалось журналистам и, если честно, возвращалось обратно, к сожалению, далеко не все. И я дала себе слово сделать что-то, чтобы маме было удобнее, хотя бы по папкам разложить,
С папками ничего не получилось, каждый раз приходилось раскладывать заново. И тогда пришла мысль, что это должен быть альбом.
- Мамино прекрасное лицо, напечатанные фотографии - чтобы человек мог взять в руки это издание, посмотреть спокойно, что-то узнать, что-то вспомнить, чему-то порадоваться.
Кража
А потом их квартиру обокрали.
- Я пришла домой, увидела, что дверь открыта, все разбросано, все валяется, в том числе и фотографии – на полу, на диване. Мамы не было в Москве, она уехала на гастроли. Я заплакала, стала все быстро-быстро собирать, и еще раз себе сказала, что нужно все фотографии собрать и издать.
Уникальные снимки просто посыпались
Задуманное начало осуществляться двенадцать лет назад, когда Маргарита Борисовна отмечала 70-летний юбилей. Знаменательный год был и у «Зеркала, ему исполнилось 40 лет. В Таллинне в одной из художественных галерей открылась выставка, посвященную 40-летию фильма «Зеркало». Анна Терехова привезла на эту выставку спектакль «Я другое дерево» - по дневникам и записям Андрея Тарковского.
Услышав об идее альбома, владелец галереи ее поддержал – и предложил выделить сто событий в жизни Маргариты Борисовны – и подобрать к каждому из них портретные фото. Работа началась, но скоро стало ясно, что этим ограничиться невозможно.
- Я, говоря словами мамы, кинула клич - в соцсетях, среди фотохудожников, которые с ней работали, на почту. Писала и спрашивала: может быть, у кого-то что-то есть со съемок, с репетиций. В ответ – стали приходить – просто посыпались - неожиданные, уникальные снимки.
Десять лет исследовательской работы
Помимо фотографий в книге большой текстовый материал. В его основе лежит огромная исследовательская работа, которую на протяжении десяти лет ведет кандидат филологических наук, биограф актрисы Юлия Анохина.
- Сто не сто событий, но примерно шестьдесят, связанных с жизнью и творчеством Маргариты Борисовны, мы отобрали, - рассказала Юлия. – Кроме того в книгу включены тематические врезки: «Маргарита Терехова и живопись», «Маргарита Терехова и мода», «Маргарита Терехова в объективе фотохудожников» и другие.
Сигнификативный облик
Альбом открывается статьей «Лицо Тереховой». Это размышление о природе таланта Маргариты Тереховой, её киногеничности и особой магии её образа в кино.
- Важную роль здесь играют диалоги с классической живописью, - говорит Юлия Анохина. - В свое время Ролан Барт назвал облик Греты Гарбо сигнификативным - то есть несущим определенные значения, определенные смыслы. То же и с обликом Маргариты Тереховой -- классическая европейская красота. Это использовал Тарковский, потом - в фильме «Только для сумасшедших» – режиссер Арво Иха. Кадры с Маргаритой Тереховой - это диалоги с классической живописью.
Царицынский парк
Обложка книги – это фотообраз Маргариты Борисовны, схваченный фотохудожником Игорем Битманом на прогулке в Царицынском парке.
Это 1979-й год, Царицынский дворец еще стоял полуразрушенный. Они шли по дорожке. Маргарита Борисовна обернулась, и художник сделал этот кадр. Вообще она не любила позировать. Считала, что лучшие фотографии это те, что сделаны - на лету.
- Лично для меня это как Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой», - говорит Юлия Анохина. - Обернулась, смотрит и что-то тебе говорит - совершенно волшебный кадр.
«Отче наш»
Всего портретов, сделанных тогда Игорем Битманом, было четыре. Он назвал их по временам года. Тот, что вынесен на обложку фотоальбома - это «Весна». Были и «Лето», и «Осень». А про портрет «Зима» Маргарита Борисовна рассказывала, что брала его на съемки фильма «Отче наш».
- Это такой русский «Список Шиндлера» режиссера Бориса Ермолаева по рассказу Валентина Катаева. Первоначально он планировался к выпуску в 1964 году, но из-за напряженности во взаимоотношениях с Израилем проект застопорился и был закрыт. Режиссер вернулся к нему только в конце 90-х. Маргарита Борисовна, игравшая главную роль, брала этот портрет на съемочную площадку – по-видимому, для создания особого душевного состояния, и он оказался в кадре.
Своей рукою
Название альбома на обложке - «Маргарита Терехова. Жизнью Кино. Театр» - написано письменными буквами.
- Как-то давно мы делали афишу для одного из маминых выступлений, - рассказала Анна Терехова. – Моя приятельница-художник подбирала фото. Мама очень волновалась – она хотела одни фотографии, но не получилось, потом другие. Когда все определилось, ее попросили подписать афишу, она взяла ручку и написала эти слова. Можно считать, что это мамин автограф, это написано ее рукой.