Бинтование черепов и "напиливание" зубов - неожиданные практики у викингов

817 прочитали

Практика модифицирования черепов в древности уже давно не считается знаком инопланетного вмешательства. Так в разные эпохи и у разных народов, по самой популярной теории, выделяли людей, имеющих особый социальный статус. Впрочем, есть предположения, что таким образом в некоторых культурах пытались влиять на умственные способности или приводить природные данные к каким-то выдуманным идеалам красоты. Осуществлялось искусственное деформирование черепа обычно путем тугого бинтования.

В конце 1800-х годов три умышленно деформированных черепа нашли при раскопках на острове Готланд. Они принадлежали женщинам, жившим в XI веке. В то время Готланд был центром активной торговли викингов – при раскопках на острове было обнаружено более полутысячи кладов с монетами из Западной Европы и арабских стран. Также тут известно немало погребений с нескандинавским характером (это важно, поскольку говорит о смешанном населении).

Модифицированный череп из погребения на Готланде (Хадлингбо, Хавор) / SHM/Johnny Karlsson. 2008
Модифицированный череп из погребения на Готланде (Хадлингбо, Хавор) / SHM/Johnny Karlsson. 2008

Ещё 12 черепов из захоронений на Готланде (и более сотни из других мест) демонстрировали подпиленные зубы. Первоначально предположили, что зубы этих людей претерпели изменения вследствие применения из активного использования в ремеслах (например, при работе с кожей). Но эта гипотеза была отвергнута в недавнем исследовании германских историков. Они считают, что такие бороздки возможно было сделать лишь специально железным напильником.

Череп с «надпиленными» зубами из погребения на Готланде / SHM/Gabriel Hildebrand. 2011
Череп с «надпиленными» зубами из погребения на Готланде / SHM/Gabriel Hildebrand. 2011

Немцы попытались ответить на вопрос, а зачем северянам нужны были эти визуальные доказательства их "особенности".

В первом случае - с женскими деформированными черепами - причиной могла быть связь их предков с местом бытования такого обычая, например, ареалом населения гуннов. Однако, возможно, эта практика для переселенцев и их потомков уже утратила свое первоначальное значение. И, судя по отсутствию других черепов (как на Готланде, так и вообще в скандинавских погребениях того времени), не произвела впечатление на общество, никто не захотел разделить с дамами их «особенность».

Но, возможно, что женщины появились на острове без тех, кто был в состоянии осуществлять такую деформацию, поэтому продолжать применение такой практики было просто некому. В то же время нельзя исключать, что такие люди были на острове, но не успели передать знания и практические умения до своей смерти. Так же у женщин могло не быть детей или, если были, по каким-то причинам было принято решение не продолжать традицию. На это может указывать местный погребальный обряд, согласно которому были похоронены эти женщины, и их местная одежда. Получается, что несмотря на «инаковость» внешнего вида, они старались соответствовать традициям Готланда и путь в иной мир предпочли тот, что предлагало общество викингов острова. Тут надо иметь в виду, что воздействие на кости черепа можно оказывать только в раннем возрасте, значит, решение о манипуляции принимает не сам человек, а его окружение. А сами женщины, сменив место жительства, приняли и обычаи нового. Причем богатство одного из этих трех погребений указывает на тот факт, что «инаковость» дамы не помешала ей (или ее семье) достигнуть в обществе Готланда определенного социального статуса и финансового благополучия.

Реконструкция погребения женщины с модифицированным черепом из Хавора / Mirosław Kuźma/Matthias Toplak. 2019
Реконструкция погребения женщины с модифицированным черепом из Хавора / Mirosław Kuźma/Matthias Toplak. 2019

С модифицированными зубами ситуация складывается более сложной. Исследователи предполагают, что пилить зубы приходилось во время обряда инициации, возможно, учитывая статус Готланда, это был какой-то тайный знак определенного круга торговцев. Решение о модификации в этом случае принимал сам «посвященный» (среди индивидуумов с такими зубами – только взрослые мужчины). В одном случае – могильника в Коппарсвике – погребения «посвященных» располагаются в северной части, где очень мало женских погребений. Очень-очень осторожно ее (часть) интерпретируют как кладбище «чужаков», которые пребывали в Коппарсвике в определенные (торговые?) сезоны, не перевозя с собой семьи.

Однако «напиливания» на зубах не однообразны. Исследователи предлагают объяснение: в разных торговых городах это могло указывать на принадлежность к разным «торговым гильдиям» или сферам деятельности, разницу в статусе или функциях внутри «торговой гильдии». Это «ранжирование» могло влиять на привилегии, на предоставление защиты «гильдии» или коммерческие привилегии.

Таким образом, выходит, что представленные модификации (черепов и зубов) демонстрируют два разных подхода к самой концепции таких изменений. В первом случае изменения женщинам были навязаны еще в раннем детстве без их участия и согласия и в дальнейшем они зримо сигнализировали обществу о какой-то, возможно, незнакомой в нем традиции (что могло отдалять носительниц модификации от окружающих). Во втором же случае изменение поддерживало существующую традицию, выступало некой системой знаков внутри какой-то социальной группы. И на это изменение члены группы или кандидаты на вступление в нее шли по собственной воле. Оно объединяло тех, кто его имел.

Типично готландские украшения и аксессуары из могилы женщины с модифицированным черепом (Готланд, Хавор) / SHM/Bertha Amaya/Elisabet Pettersson. 2006 / Matthias S. Toplak & Lukas Kerk. 2023
Типично готландские украшения и аксессуары из могилы женщины с модифицированным черепом (Готланд, Хавор) / SHM/Bertha Amaya/Elisabet Pettersson. 2006 / Matthias S. Toplak & Lukas Kerk. 2023

В общем, принимать на веру свои выводы исследователи нас не вынуждают. Это гипотезы, которые пытаются объяснить факт наличия черепов с модификациями. Даже если эти объяснения значения изменений неверны, сами модификации, являясь сигналами для того общества, требуют изучения.

Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!