35,4K подписчиков

Дальше только океан: крайние точки Евразии

635 прочитали

Иные «края света» находятся в прекрасной туристической доступности с рейсовыми автобусами до них, смотровыми площадками и магазинами сувениров. А на некоторые крайние точки так до сих пор и не ступала нога человека ввиду их труднодоступности.

Евразии в этом плане повезло ровно наполовину — западная и южная точки материка относительно доступны, а вот север и восток покоряются лишь только людям с толстым кошельком. Да и то с борта океанского лайнера, ибо высадка туристов в этих местах не предусмотрена.

Крайние материковые точки Евразии/ © znanija.com
Крайние материковые точки Евразии/ © znanija.com

Тут сразу стоит сделать важное уточнение, так как у людей иногда возникает путаница относительно крайних точек (не обязательно Евразии, а вообще любого континента). Ведь существуют «края» материковые и островные. Первые доступны хоть пешком, хоть морем, хоть воздухом. На вторые попасть практически невозможно физически. Например, если это скала с отвесными гладкими боками в нескольких километрах от берега. Вот с нее-то и начнем знакомство с крайними островными и материковыми точками Евразии.

Запад. Мыс Рока и скала Моншики

Мыс Рока — крайняя западная (материковая) точка Евразии/ © tonkosti.ru
Мыс Рока — крайняя западная (материковая) точка Евразии/ © tonkosti.ru

Западные точки самого большого материка планеты территориально принадлежат Португалии. Материковая — мыс Рока. Островная — скала Моншики в двух километрах от Флориша — самого западного из Азорских островов.

Мыс Рока — это самое легкодоступное «крайнее» место Евразии. Туда ходит туристический автобус, на скале стоит невысокий симпатичный маяк, внизу бьется волнами океанский прибой, а доступ к нему преграждает чисто символический деревянный заборчик. Солнечно, ветрено и цивилизовано. За последнее отвечает лавка сувениров, где помимо всего прочего можно купить сертификат о посещении самой западной точки Евразии. Находясь на мысе Рока и глядя туда, где море сливается с небом, сложно представить, что это еще не «конец». Настоящий «край» Евразии находится в 1800 километрах западнее.

Скала Моншики — крайняя западная (островная) точка Евразии/ © geocaching.com
Скала Моншики — крайняя западная (островная) точка Евразии/ © geocaching.com

И это Азоры, а точнее остров Флориш, который буквально утопает в богатой сочной зелени, кристально чистых лагунах и роскошных водопадах. Но речь не о нем, а о неприметной отвесной скале под названием Моншики в двух километрах западнее Флориша. Кусок вулканического базальта возвышается на 40 метров над океаном, и единственные его посетители — это крикливые чайки. К скале невозможно пристать на лодке и уж тем более забраться на нее. Остается только любоваться на островок со смотровой площадки Флориша, или проплыть рядом на катере, сделав несколько фотографий на память.

Восток. Мыс Дежнева и остров Ратманова

Мыс Дежнева — крайняя восточная (материковая) точка Евразии (на скале можно разглядеть маяк)/ © канал Дзен Gelio | Слава Степанов
Мыс Дежнева — крайняя восточная (материковая) точка Евразии (на скале можно разглядеть маяк)/ © канал Дзен Gelio | Слава Степанов

Мыс Дежнева и Берингов пролив открывали за историю дважды — с разницей в 80 лет. Первым это сделал Семен Дежнев, обогнув Чукотку в 1648 году. Но документы по его экспедиции дошли до столицы очень поздно, так как долгое время хранились в якутском остроге. Второй раз открыл пролив и мыс Витус Беринг в XVIII веке. В честь него и назовут морской рубеж, отделяющий Евразию от Америки. Ну а крайняя точка материка получила название первооткрывателя Дежнева только стараниями шведа Норденшёльда в 1898 году. Такая вот географическая коллизия.

Крайняя восточная материковая точка Евразии примечательна двумя объектами: маяком с небольшим бюстом Семена Дежнева и покинутым эскимосским поселком Наукан, чьи следы еще можно разглядеть на мысе. Когда-то это был самый восточный населенный пункт СССР, но потом власти его расселили, и теперь о поселке напоминают лишь скелеты домов с нехитрой утварью в них, вешалы (нижние челюсти китов, на которых развешивали кожаные байдары чтобы их не сгрызли собаки) и ямы для хранения китового мяса. Что касается маяка, то он работает на аккумуляторах, которые периодически приплывают менять пограничники с острова Ратманова — самой восточной островной точки Евразии.

Остров Ратманова — крайняя восточная (островная) точка Евразии
Остров Ратманова — крайняя восточная (островная) точка Евразии

И попасть на него сложнее сложного, ибо это пограничная территория России и доступ возможен лишь по особому разрешению. Но в последнее время режим немного смягчили, и пассажиры круизных лайнеров могут посетить остров Ратманова в составе организованных групп. Доступ им открыт исключительно в северную часть острова, где стоят здания покинутой в 1993 году метеостанции. Некоторые компании даже организуют за один раз посещение как мыса Дежнева, так и острова Ратманова. Что на одном, что на другом можно встретить самым первым в Евразии восход солнца и, если позволит погода, то разглядеть американский берег, до которого 82 километра (от мыса Дежнева).

Север. Мыс Челюскин и остров Рудольфа

Мыс Челюскин — крайняя северная (материковая) точка Евразии/ © rtraveler.ru
Мыс Челюскин — крайняя северная (материковая) точка Евразии/ © rtraveler.ru

Не меньшая труднодоступность связана и с посещением крайних северных точек Евразии — материкового мыса Челюскин на Таймыре и мыса Безымянный на полярном острове Рудольфа в составе архипелага Франца-Иосифа.

Что касается первого, то обитаемым он стал в 1932 году, когда экспедиция советского Арктического института поставила на мысе полярную станцию, разросшуюся впоследствии до обсерватории. Сегодня посетить мыс Челюскин могут не только научные работники, но и путешественники. Причем экстремалы это делают даже на автомобильном транспорте и на снегоходах. Но самый безопасный путь — это на вертолете из села Хатанга.

Туристам на мысе кроме самой гидрометеорологической станции доступны памятник первопроходцам Арктики и гурий (искусственное каменное сооружение) норвежца Руаля Амундсена, который находится на самом северном выступе берега.

Подобно западной точке, северный материковый «край» Евразии отстоит от островного на приличное расстояние. Почти тысяча километров отделяет мыс Челюскин от острова Рудольфа, где располагается безымянный мыс, названный совсем недавно крайней островной северной точкой материка.

Мыс Флигели на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа/ © канал Дзен Gelio | Слава Степанов
Мыс Флигели на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа/ © канал Дзен Gelio | Слава Степанов

До этого титул носил мыс Флигели, на котором стоит огромный крест из лиственницы, установленный в 2003 году. Однако более точные географические измерения показали, что безымянное место, лежащее в 300 метрах западнее мыса Флигели, более «северное», поэтому именно его и стоит считать самой северной островной точкой Евразии. Впрочем, для туристов особой разницы нет, ибо увидеть «край земли» они могут только с борта ледокола.

Из достопримечательностей острова обязательно стоит отметить еще один крест, только гораздо скромнее. Он обозначает место, где по предположениям умер Георгий Седов — русский исследователь, так и не сумевший достичь Северного полюса. К слову, остров Рудольфа полностью необитаем, хотя попытки его обжить предпринимались в прошлом веке не один раз.

Юг. Мыс Пиай и атолл Южный

Мыс Пиай — крайняя южная (материковая) точка Евразии/ © livejournal.com/62374.html
Мыс Пиай — крайняя южная (материковая) точка Евразии/ © livejournal.com/62374.html

Крайняя южная материковая точка Евразии самая непримечательная из всех, так как стоя на мысе Пиай, взглядом упираешься в десятки кораблей, расположившихся на рейде неподалеку. Этому есть объяснение, так как рядом с мысом находится сингапурский морской порт, один из крупнейших в мире.

А еще мыс Пиай (территориально принадлежащий Малайзии) интересен тем, что постоять на его земле не получится, так как твердой почвы нет, и берег представляет собой сплошную мангровую топь и грязь. Поэтому на мысе оборудован бетонный пирс, уходящий в море, с установленным на нем металлическим глобусом и несколькими лавочками.

Гораздо интересней в плане шикарных видов атолл Южный в составе Кокосовых островов, который географы называют крайней южной островной точкой Евразии. Однако и его посетить не так-то просто. Кокосовые острова стараются развивать туризм, но дело движется со скрипом, так как добираться до тропического рая долго и дорого.

Атолл Южный (Кокосовые острова) — крайняя южная (островная) точка Евразии/ © ostrov-mira.ru
Атолл Южный (Кокосовые острова) — крайняя южная (островная) точка Евразии/ © ostrov-mira.ru

Атолл Южный полностью необитаем, и приплыть редким туристам на него можно на катере, который любезно предоставят местные гиды. И оно того стоит, так как пейзаж крайней южной точки Евразии поистине роскошен. Всё, как в рекламе про кокосовый рай: пальмы, гамак, белоснежные пески, лазурная гладь тихого моря и огромный диск солнца, уходящий за горизонт. И это всё — больше ничего интересного на Южном нет, поэтому туристам на нем становится скучно уже через пару часов (к слову, как и на заселенной части Кокосовых островов).

Некоторые крайние точки Евразии достойны не просто скупого упоминания в пару абзацев, а отдельной статьи, настолько они уникальны. Например, герой следующей публикации, который имеет соседа, отстоящего от него на 4 километра и 24 часа 👇:

(В написании статьи использовались материалы с сайтов: wikipedia.org; vokrugsveta.ru; iskatel.com; discovery-russia.ru)