Найти в Дзене
Hélène Fourment

Паркетаж: что это и зачем он нужен

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую! Задали вы мне задачу - рассказать про паркетаж. Тема эта меня обрадовала, ведь она реставрационная. Но задумалась я, с чего начать... "Паркетаж - это..." Можно было бы начать вот так, но не хочется превращаться в Википедию. Или сходу показать вам вот эту фотографию... ...и рассказать, что, собственно, на ней происходит. Неуютно, да? Поэтому зайду чуть издалека и с теории, надеюсь вы не заскучаете. А для начала вот вам хитрый вопрос: посмотрите, на фото ниже - схема распила ствола дерева. На ней есть всего ДВЕ качественные доски, которые пригодны для написания картины или иконы. Две длинные доски. Их можно распилить на небольшие цельные дощечки или составить из них доску бо́льшей площади, соединив их боковые торцы при помощи клея. Найдем их? Как вам такая задачка? Коллег-реставраторов попрошу не подсказывать, вы это знаете, я это точно знаю.) Друзья, если вы дочитаете эту статью, вы узнаете, как выбрать эти ЛУЧШИЕ ДВЕ дощечки и напис

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Задали вы мне задачу - рассказать про паркетаж. Тема эта меня обрадовала, ведь она реставрационная. Но задумалась я, с чего начать...

"Паркетаж - это..." Можно было бы начать вот так, но не хочется превращаться в Википедию.

Или сходу показать вам вот эту фотографию...

...и рассказать, что, собственно, на ней происходит. Неуютно, да?

Поэтому зайду чуть издалека и с теории, надеюсь вы не заскучаете.

А для начала вот вам хитрый вопрос: посмотрите, на фото ниже - схема распила ствола дерева. На ней есть всего ДВЕ качественные доски, которые пригодны для написания картины или иконы. Две длинные доски. Их можно распилить на небольшие цельные дощечки или составить из них доску бо́льшей площади, соединив их боковые торцы при помощи клея. Найдем их?

-2

Как вам такая задачка?

Коллег-реставраторов попрошу не подсказывать, вы это знаете, я это точно знаю.)

Друзья, если вы дочитаете эту статью, вы узнаете, как выбрать эти ЛУЧШИЕ ДВЕ дощечки и написать картину на дереве так, чтобы ей никогда не потребовался паркетаж. А расскажу я вам об этом простыми словами, легко и понятно.

Дерево, как основу для живописи, мастера начали использовать с древних времён. Какие деревья произрастали в их местности - те и использовали. Были у дерева неоспоримые достоинства: обрабатывать его было несложно, и прочное-то оно, и доступное. Но были у деревянной основы и недостатки. Мастера их также издавна приметили и старались с ними бороться.

Первое досадное свойство древесины это её анизотропность.

Анизотропия - неодинаковость физических свойств тел по разным направлениям внутри этих тел.

Доска - она какая? Она волокнистая по своей длине, все это знают, достаточно посмотреть на кухонную разделочную доску. А её верхний и нижний торцы пористые, как губка.

-3

Вторая засада, которую таит в себе дерево - оно гигроскопичное, активно поглощает и отдаёт влагу. Повышение содержания влаги вызывает его набухание, а понижение - усушку. И, "гуляя" вот так под воздействием влаги, доска начинает изгибаться, выгибаться, коробиться и трещать.

-4

Вот так ставить доску на влажную поверхность ни в коем случае нельзя: через нижний торцевой срез доски влага вбирается и испаряется в 20–30 раз интенсивнее, чем через боковые ее стороны!

И вот, мастера, зная, на какие выкрутасы способна безобидная с виду доска, предпринимали усилия, чтобы удержать доску в первоначальной плоскости: не дать ей покоробиться и изогнуться, а лежащей на ней живописи - осыпаться.

Иконописцы на Руси пошли своим путём. Доски под иконы они заготавливали здоровенные, основательные, 3-4 сантиметровой толщины, а для больших икон - ещё толще. С оборотной стороны доску пытались зафиксировать при помощи шпонок.

-5

Шпонки делали разных видов, толщины, высоты и ставили их в разных местах, и сзади, и с торцов. Вначале их прибивали к тыльной стороне иконы гвоздями, потом начали врезать в паз трапециевидной формы.

-6

И что же? Знакомая картина, правда? На фото ниже, с торца иконы, виден характерный желобчатый изгиб (покажу пару фотографий икон с лицевой и оборотной сторон).

-7

На фото ниже - тыльная сторона этой же иконы. От шпонок остались пазы, а где же они сами? "Благополучно" вылетели, когда дерево начало усыхать, а пазы рассохлись и стали свободнее.

- Шерлок, что вы скажете об обороте этой иконы?       - Элементарно, Ватсон!
- Шерлок, что вы скажете об обороте этой иконы? - Элементарно, Ватсон!

Верхняя шпонка вылетела давно, углубление в пазу стало таким же прокопчёным и темным, как и оборот в целом. А вот нижняя шпонка вылетела относительно недавно, уже в эпоху электричества или незадолго до неё - паз в углублении чистенький, без сажи и копоти.

-9

И вот это фото выше - квинтэссенция беспомощности шпонок перед деформацией доски, когда она есть. Доска выгнулась при наличии обеих шпонок, потому что живут они - каждая - своей жизнью.

А если шпонки - "звери" и таки намертво держат доску в фиксированном состоянии, а она "гуляет" и отдаёт влагу, то...

-10

Шпонка здесь врезана не с оборотной стороны, а в торец доски - этот поздний вариант появился в конце 18-го века у икон небольшого размера - синие стрелки.

-11

Доску они в плоскости удержат, но, в процессе усушки её порвёт от напряжения вдоль направления волокон - красные стрелки на фото.

"- Шеф! Всё пропало!!! Шпонки вылетают, доску разрывает!!!"

Неужели всё так безысходно?

Вот вам ещё одно фото, внизу. Как же так? И шпонки на месте, и доска почти не деформирована? Это какие-то правильные шпонки? Наше расследование завершено?!

-12

Нет... Это - правильная доска и правильные условия хранения, стабильные, без резких перепадов температуры и влажности.

Итак, мы с вами выяснили, что лучше не пытаться удержать всеми силами и шпонками неправильную доску, а начать с того, что заготовить правильную.

Доски под живопись заготавливали специалисты по обработке дерева - древоделы, сами художники занимались этим реже. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки. Да, везде и во всём лучше довериться профессионалам, друзья.

Существует два основных вида распила ствола дерева на доски: радиальный и тангенциальный.

-13

Тангенциальный мы с вами видим на двух фото ниже, он более распространен, выход доски при таком распиле выше, а себестоимость ниже. Большинство икон написаны на тангенциальных досках.

-14

Мы видим, что края доски, выпиленной таким образом, стремятся загнуться.

-15

Точнее сказать, слои древесины, образованные её годичными кольцами, стремятся РАЗОгнуться и распрямиться в процессе усушки.

А теперь снова посмотрим на радиальный распил бревна. Видите рисунок годичных колец в нём, их равномерность и однородность?

-16

Доски, заготовленные таким образом, самые дорогие и считаются лучшей основой для живописи. Они, конечно, тоже будут реагировать на изменение влажности, но движение такой доски происходит в одной плоскости, сродни ходу гармошки - "шире-у́же, шире-у́же". Движение доски было, есть и будет всегда.

Европейские мастера тоже знали об этом с давних времён. Они поняли, что чем доска тоньше, тем амплитуда деформаций меньше. Они пошли другим путем, использовали в своей работе тонкие доски, их толщина стремилась к одному-полутора сантиметрам.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Роберта Чизмена (1485-1547), 1533 год. Дерево, масло, 58.8 x 62.8 см
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Роберта Чизмена (1485-1547), 1533 год. Дерево, масло, 58.8 x 62.8 см

Прекрасный портрет великого немца Гольбейна, когда-нибудь посмотрим его в потрясающе качественном разрешении, а пока нас интересует его оборот. Смотрим:

-18

Чистая, ровная, гладкая, ТОНКАЯ доска.

Результат мы с вами видим в музеях, на картинах старых мастеров. Поверхность таких картин, написанных на дереве, достаточно ровная. Следующая: великий Карел Фабрициус, лучший ученик Рембрандта, и его знаменитый Щегол, размер картины такой же, как у большинства русских икон.

Карел Фабрициус, "Щегол", 1654 год. Дерево, масло, 33.5 x 22.8 см
Карел Фабрициус, "Щегол", 1654 год. Дерево, масло, 33.5 x 22.8 см

Оборот - идеальный, она смонтирована в раму, никакой деформации основы у нее нет.

-20

В музее никто не позволит нам заглянуть и вот так рассматривать тыльные стороны картин, а в реставрационной мастерской с готовностью покажут - спасибо интернету и коллегам-реставраторам.

Франс Халс, Смеющийся мальчик, 1625 год. Дерево, масло, 30.45 см в диаметре.
Франс Халс, Смеющийся мальчик, 1625 год. Дерево, масло, 30.45 см в диаметре.

Очаровательный "Смеющийся мальчик" Франса Халса уже 400 лет прекрасно себя чувствует на круглой деревянной дощечке, которая остаётся ровной и гладкой. Остатки наклеек, печатей и штампов увидим, если заглянем за её оборот.

-22

Итак, мы видим, что правильно выпиленная и достаточно тонкая доска ведёт себя гораздо лучше.

Но, что происходило, если всё-таки в структуре доски попадался дефект, она попадала в плохие условия, с резкими колебаниями температуры и влажности. Доска, реагируя на внешнее воздействие, начинала деформироваться и коробиться!

А что же было делать мастерам, как привести её в норму и удержать от дальнейшей деформации?

Напомню, евро-доска толщиной 1-1,5 сантиметров. Накладную шпонку при такой толщине гвоздями с оборота не прибить, тем более шпонки не получится вре́зать.

Вот тогда и был изобретён паркетаж.

Паркетаж на обороте одной из картин 17-го века, общий вид фото обложки
Паркетаж на обороте одной из картин 17-го века, общий вид фото обложки

Это слово пришло к нам из Франции, в переводе обозначает "материал в виде тонких строганых дощечек, планок из твёрдых пород древесины".

Ранний паркетаж приблизительно выглядел одинаково, так, как на обложке к этой статье, там я показала крупным планом его фрагмент.

Оборот паркетированной картины в раме
Оборот паркетированной картины в раме

Конструкция у него не такая простая, как выглядит на фото, но о ней я расскажу в следующей статье.

Ещё одна паркетированная картина
Ещё одна паркетированная картина

В продолжении этой статьи я расскажу вам про плюсы и минусы паркетажа, про старую и новую его конструкцию. И про какую-нибудь картину, "жертву" старого паркетажа и счастливую обладательницу нового. Впрочем, одну такую "счастливицу" вы видели в моей прошлой статье, посвященной выставке из запасников музея Маурицхёйс.

А пока, глядя на тот самый распил ствола на доски, сможете найти ТЕ САМЫЕ две дощечки, самые лучшие и качественные? Пишите выбранный номер или номера в комментариях. Мелкие дощечки я сразу пронумеровал попарно, так удобнее.

-26

Всем добра, друзья!

До скорой встречи.

Фото обложки
Фото обложки