Найти тему
Сказы Истории

Пролетарский поэт Демьян Бедный был далеко не бедным человеком

Своё первое стихотворение он посвятил императору Николаю II, великий князь Константин Константинович, президент Академии наук, заметил юношу и позволил поступить в Санкт-Петербургский императорский университет. Ефиму Придворову очень хотелось прорваться в мир богатых и знаменитых людей, он даже стал ходить по улице с тростью, но Петербург его не замечал.

Демьян Бедный (Ефим Придворов 1883-1945)
Демьян Бедный (Ефим Придворов 1883-1945)

Карьерный взлёт

Университет ему закончить не удалось, он числился студентом 10 лет, намеренно затягивал сдачу экзаменов, чтобы не лишиться права жительства в Петербурге и не быть призванным в армию.

Перо молодого поэта не было востребовано. С трудом ему удалось пристроиться к тогда почти не известному левому крылу социал-демократов, которое возглавлял Ленин.

Большевистские издания печатали его стихи, фельетоны и басни. Ефим быстро влился в революционную массу, сообразив о чём писать и как, чтобы понравиться издателям. После написания стихотворения о беспросветной бедности крестьянина Демьяна, Ефим Придворов взял себе псевдоним Демьян Бедный, под которым вскоре стал известен всей стране.

Ленин с ним переписывался с 1912 года, а в 1917 году познакомился лично и неоднократно цитировал стихи Демьяна в своих выступлениях.

Большевики обеспечили Демьяну стремительный карьерный рост, в марте 1918 года он прибыл вместе с советским правительством из Петрограда в Москву, получил квартиру в Большом Кремлёвском дворце и пропуск для прохода в Кремль за номером 3.

В Москву он перевёз свою семью – жену Веру Косинскую, на которой женился в 1910 году и двух дочерей – Тамару и Сусанну, вскоре его семья пополнилась двумя сыновьями-погодками – Дмитрием и Святославом.

В 1920-е годы Демьян был на пике популярности, тираж его книг превысил два миллиона, нарком культуры Луначарский приравнял его к Горькому и в 1923 году наградил боевым орденом Красного знамени.

Однако многие пролетарские писатели отказывались принимать его в качестве литературного эталона, их раздражало «лже-пролетарское» засилье в его стихах, воинствующий дилетантизм, поверхностность его тем и идей.

В период внутрипартийной борьбы Сталина с Троцким, Демьян Бедный активно отстаивал линию Сталина, благодаря чему имел большие привилегии. Помимо квартиры в Кремле, у него была дача в Мамонтовке с большим садом. Он собрал огромную частную библиотеку (30 тысяч томов), которой пользовался Сталин.

Демьян разъезжал по стране в персонально выделенном для него вагоне и во время поездок писал письма Сталину, обращаясь к нему «родной».

-2

Ему был выделен персональный автомобиль Форд. Сталин заботился о здоровье пролетарского поэта, в 1928 году он отправил его на лечение в Германию (у Демьяна был сахарный диабет) вместе с членами семьи и переводчиком и потребовал у Политбюро не жалеть никаких средств на лечение.

Поэт продолжал писать остросатирические басни и фельетоны, большое внимание уделял антирелигиозной пропаганде «Новый завет», «Крещение», «Церковный канон», «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна» и другие, постоянно печатался в журнале «Безбожник у станка».

Он был бессменным депутатом Моссовета с 1922 года.

Критика и опала

В декабре 1930 года в Постановлении ЦК ВКП(б) были осуждены фельетоны Демьяна Бедного, опубликованные в газете «Правда» «Слезай с печки» и «Без пощады». В частности было отмечено, что: «за последнее время в фельетонах т. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании „России“ и „русского“», кроме того в одном из фельетонов была затронута запретная тема покушения на Сталина.

Демьян, конечно, пожаловался Сталину, но в ответ получил продолжение критики. Вождь упрекал его, что Демьян слишком увлёкся критикой, она начала перерастать в клевету на советский строй:

«Вы стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения… что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата».

Демьян принял критику и начал писать партийные стихи и басни, используя при этом слова Сталина в качестве эпиграфов, при этом беспощадно клеймил Троцкого и его сторонников, называя их иудами и бандитами.

Но в 1932 году ему всё же пришлось освободить кремлёвскую квартиру, Сталин разрешил ему оставить библиотеку и выделил кабинет.

В 1933 году, к своему 50-летию, поэт был награждён орденом Ленина и продолжал постоянно заседать в президиумах.

Тем не менее критика Демьяна Бедного продолжилась.

На I съезде советских писателей в 1934 году его обвинили в политической отсталости и вычеркнули из списка награждаемых.

В 1935 году в руки НКВД при обыске попала тетрадь-дневник работника Гослитиздата Михаила Презента, который присутствовал на беседах Демьяна Бедного с читателями, где поэт в узком кругу рассказывал о своих встречах со Сталиным и давал нелестные характеристики высокопоставленным лицам государства.

Например Авеля Енукидзе он назвал настолько глупым, что после пяти минут разговора с ним начинает болеть голова, а про Сталина сказал, что не может смотреть, как тот толстыми пальцами разрывает неразрезанные страницы книг и ещё оставляет на книгах жирные следы своих пальцев.

Когда это дошло до Сталина, то он понял, что совсем не знал этого человека с его мелкой душой карьериста.

В ноябре 1936 года под запрет попала пьеса Демьяна Бедного «Богатыри» по причине очернения русского былинного эпоса и русских богатырей, носителей героических черт русского народа. Также было отмечено что автор: «даёт антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа».

В июле 1937 года очередная, якобы антифашистская поэма Демьяна Бедного была расценена как критика не фашистского, а советского строя, а Сталин назвал её «литературным хламом». В «Правде» появилась разгромная статья под названием «Фальсификация народного прошлого». В ней поэта обвинили в искажении российской истории и «оплёвывании народного прошлого».

Демьян сделал последнюю попытку опубликовать в «Правде» ещё одну антифашистскую поэму под названием «Ад» и тем самым реабилитировать себя, но Сталин наложил на рукопись резолюцию: «Передайте этому новоявленному „Данте“, что он может перестать писать».

С формулировкой «моральное разложение» Демьян Бедный в 1938 году был исключён из партии, его перестали печатать, правда объекты, носившие его имя, не были переименованы.

После опалы Демьян бедствовал и даже начал продавать библиотеку. Он пытался сочинять новые хвалебные стихи Ленину и Сталину, но в разговоре с близкими резко отзывался о партийной верхушке. Сталин, конечно, об этом знал, но больше ничего не предпринимал по отношению к бездарному поэту.

Во время Великой Отечественной войны Демьян Бедный сменил псевдоним на Д.Боевой, и его публикации возобновились, он сотрудничал с Кукрыниксами в создании агитационных плакатов, пытался опять восхвалять Сталина, но вождь этого не замечал.

25 мая 1945 года Демьян бедный умер от паралича сердца. В 1956 году он был посмертно восстановлен в КПСС.