Найти тему
Никита едет

Как я проехал Транссибирскую магистраль

Всем привет!

В апреле 2024 мы вдвоем проехались по Транссибирской магистрали из Москвы во Владивосток в купе. Когда я готовился к поездке, я прочитал и просмотрел кучу материалов – надеюсь, моя статья станет частью чей-то подготовки. В ней я расскажу о своей подготовке, наблюдениях и просто оставлю путевые заметки.

Ремарка. Все фото будут без фильтров. На литературность и научность не претендую – все авторский артхаус :)

Почему Транссиб

Коротко: мечта!

Мои мысли каждые праздники
Мои мысли каждые праздники

Я очень люблю путешествовать. И люблю путешествовать по-разному: на самолете, на маршрутке, в Нью-Йорк, в Йошкар-Олу. До этого мой максимум на поезде был полтора дня. Поездка по маршруту Москва – Владивосток на поезде – это, можно считать, моя мечте и мой долг одновременно – посмотреть всю Россию, почувствовать масштабы, прикоснуться к истории империи, ловить ленивый вайб обломовщины :) Все трэвел-блоггеры называли данный трип «поездкой мечты» и есть поверье, что многие интуристы грезят Транссибом, но, когда дело дошло до действий, 90% моего окружения покрутили у виска и сказали, что это пустая трата времени.

В общем, вдвоем с девушкой мы решили отправиться в данное путешествие! Во Владивостоке я уже был 4 года назад и, честно говоря, влюбился в город и край, поэтому было вдвойне приятнее видеть в конце данной авантюры этот Приморский свет :)

Выбор поезда

Огромный минус сайта РЖД, что при покупке билета ты не знаешь, сколько лет вагону, будет ли там душ, открывающееся окно и все-все подобное, касающееся комфорта. Зато можно выбрать доп страховку :. Выбор вагона почти пальцем в небо тыкаешь, потому что, даже читая форумы и смотря видео, получается противоречивая информация. Может, у ФПК еще вагоны от дня недели зависят, не знаю, но, в целом, как-то считается, что поезд «Россия» (002э) самый комфортный (но это не точно)

На момент покупки билетов в январе был выбор из 2 поездов. За неделю до поездки я решил проверить наличие билетов и увидел, что добавился еще один поезд (990ч):

1. 002э Россия (фирменный). В интернете о нем говорят, как о наиболее комфортном поезде на Транссибе с душем (хотя были «счастливчики, кому и там душ не достался). Идет по «классическому» ходу через Ярославль и Кострому. Байкал проезжает ночью (большущий минус), но зато Уральские горы есть возможность увидеть засветло. Также, не очень удобное время прибытия во Владивосток по моему мнению. Остановок больших мало (по часу в Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске)

2. 010н. (спойлер: мы его и выбрали). В интернете о нем наоборот говорят, что поезд не в самых лучших кондициях. Идет по альтернативному ходу Транссиба «более прямо» через Нижний Новгород. Байкал проезжает днем, Урал ночью. Всего одна длинная остановка на час в Новосибирске. Самый «быстрый» поезд приезжает во Владивосток удобно для заселения и вечерней прогулки – в 17:00. К сожалению, про данный поезд я не смог найти много информации заранее.

3. 990ч. Стартует с Казанского вокзала и идет больше 8 дней по нетипичному ходу с длительными остановками (например, 5 часов в Иркутске и 3,5 часа в Улан-Удэ). Мне кажется, слишком маршрут затянутый: если есть желание выходить на станциях на продолжительное время, то лучше самостоятельно подобрать разные комбинации поездов в интересных именно вам местах, а не перекладывать все на ФПК с РЖД :) Также, в ЕдуЕм я не нашел данного поезда вообще

Частичная схема пассажирских железных дорог России
Частичная схема пассажирских железных дорог России
Пример доступных поездов Москва - Владивосток
Пример доступных поездов Москва - Владивосток

Для меня проехать по Транссибу и не увидеть Байкал – преступление, поэтому был выбран поезд 010н. Мы ехали вдвоем и выкупили целое купе – при выкупе целого купе полагается скидка (вроде 10%). СВ не было. Итого: чуть менее 65 тысяч. На плацкарт мы пока не решились :)

В поезде 2 вагона купе и вроде также 2 вагона плацкарта. Остальные вагоны то прицепляют, то отцепляют. В Новосибирске было самое массовое подцепление вагонов, и уже там был СВ. Кстати, сначала мы были чуть расстроены, что не было вагонов СВ из Москвы, но уже в ходе путешествия поняли, что выкупленное купе намного круче.

1. Свободные спальные полки используются как просто полки для хранения – без них нам бы не хватало все же места.

2. В такой длинной поездке все по разному ловят дзен: кто-то смотрит в окно, кто-то много спит. Любителей поспать можно отправить на верхнюю полку и прикрыть шторкой окно от солнца, чтобы было комфортно спать под стук колес, а внизу можно сидеть и созерцать просторы России.

Нам попалось новое купе (точнее старое после капремоната) с розетками, usb зарядками, индивидуальным светом и столиком на верхних полках. Окна не открывались во всем вагоне (только пару окон в коридоре), но всю дорогу было комфортно (не холодно, не жарко, не душно). Проводники хорошо мыли туалеты, также ежедневно мыли общий коридор и пылесосили купе.

В какие-то моменты можно пройти до последнего вагона и смотреть в окошко на железнодорожный путь и пейзажи вокруг. Но, как я понял, это не совсем разрешено: постоять пару минут и сделать фото разрешают, далее выгоняют. В Иркутске к нам подцепили вагон-рельсосмазыватель и из-за него проход на «смотровую» был закрыт, к сожалению, а так было бы круто посмотреть на Байкал и горы Бурятии одновременно, но об этом далее.

Про душ и еду будет также далее, но здесь отмечу, что душа и вагона-ресторана в поезде не было.

Выбор дат

Говорят, что самая красота в начале мае наступает, так как все начинается цвести. Однако я человек, обремененный некоторыми офисными ограничениями, и в «сезон» поехать не смог. Также, читал подобную статью, где человек подгадывал поездку под это цветение, а по итогу оно было позже:).

Лето – лотерея с кондиционером. Если сутки до Сочи летом еще можно потерпеть, то 6,5 дней ехать в прямом смысле в аду за свои же деньги не очень хотелось

Зима – лотерея с печкой:) Этой зимой поезд Москва - Санкт-Петербург топили так, что в -25 было жарко даже в шортах и футболке. Также, зимой маленький световой день для смотрения в окно

Остается межсезонье

У нас вышло так, что отпуска совпали в апреле и это было хорошо по нескольким причинам:
1) минимальная (насколько это возможно) зависимость от состояния поезда. Наш поезд был еще на «зимнем» режиме. То есть, когда было холодно, то топили, а когда было жарко, открывали окна в общем коридоре. В целом, комфортно
2) серая, но разнообразная природа: где-то еще снег, где-то начались паводки, где-то уже зелено, где-то еще серо, где-то еще реки стоят в льду. При этом, везде выйти на перрон в шортах и кофте было комфортно
3) Не такой большой спрос на билеты. Где-то читал, что люди выкупали нужные билеты в первые минуты их появления: маршрут длинный и какой-нибудь человек, который едет из Екатеринбурга в Новосибирск может лишить вас билета на весь путь.

Итого: старт в конце первой недели апреля.

Еда

Вагона –ресторана, как я уже писал, не было, но это не беда - сейчас существуют доставки еды (сервис от РЖД «ЕдуЕм») прям к вагону – можно заказать пельмени, блины, супы и другие блюда. У 010н крайняя точка это Улан-Удэ (ехать еще 3 дня потом), у 002э Россия крайняя точка доставки Хабаровск – удобнее. Но мы взяли так много еды с собой, что доставкой не воспользовались. Плюс в Перми нам передали горячей еды. Такое путешествие можно также рассматривать, как повод встретиться с близкими людьми, кто далеко живет от вас

Пример доступной еды в ЕдуЕм в Улан-Удэ
Пример доступной еды в ЕдуЕм в Улан-Удэ

В вагоне есть безлимитная вода: и горячая, и холодная, но она была с каким-то белым не осевшем остатком, поэтому по возможности рекомендую брать питьевую воду с собой или покупать на станциях.

Вагонный водопой
Вагонный водопой

В небольших количествах еду можно хранить в холодильниках у проводников (колбасы, сыры и подобное). На завтрак удобно взять овсянку пятиминутку. Также, мы взяли кучу снеков, шоколадок, орешков и прочей лабуды, чтобы забить желудок – на неделю вполне ок. На станциях мы докупали лишь попить, две лапши и хлеб.

Ну и конечно не забудьте взять коронный подстаканник у проводников для чайных церемоний.

На круг вся еда вышла где-то 7 тысяч, наверное.

Душ

Как я понял, каждый рейс может быть разным и когда-то душ есть, когда-то душа нет. Вообще, поезд курсирует по маршруту Владивосток-Москва-Владивосток и, по словам проводников, по пути в Москву душ был до Новосибирска. Однако нашему поезду не повезло: у нас душа не было от начала до конца. Я сначала расстроился и разок помылся из бутылки в туалете (в целом, было удобно), но потом открыли для себя лайфхак: на почти всех вокзалах есть душ в комнатах отдыха / гостиницах. Информацию лучше перепроверять на сайте вокзала, но все станции, которые нас интересовали, душем обладали (я гуглил «вокзал душ *город*» - первая ссылка. Пример: душ на вокзале в Иркутске). 40 минут остановки хватает на все, и такие остановки есть каждый день. Кстати, цены не всегда актуальные указаны (иногда по факту даже дешевле выходит)

Пример того, как искать душ на сайте вокзала
Пример того, как искать душ на сайте вокзала

PS: на ночных остановках (либо так совпало) допуск в душ через начальника станции. В Сковородино этого не знали даже странные охранники из входного контроля станции

Не мем, а жизнь
Не мем, а жизнь

Что еще может быть полезно.

Все остановочные пункты. С использованием данных ссылок можно сделать себе заметки о том, когда поезд проезжает очередной субъект России или проезжает интересные вам места. Например, с помощью данных ссылок и карт можно примерно рассчитать, когда начнется и когда закончится Байкал за окном:

Москва-Омск, Омск-Иркутск, Иркутск-Владивосток

Сайт по Транссибу. Можно почитать разные интересные истории и факты о Транссибе тут.

Детская книжка о Транссибе с крутыми иллюстрациями и короткими прикольными фактами о городах по пути. Интересное дополнение к путешествию.

Удивительно, но Ютуб видео и статей не так много в интернете, однако я бы также рекомендовал просмотреть несколько таких единиц контента: что-то полезное точно можно подчерпнуть.

Из относительно свежего: статья, видео

Про купе: при выкупе целого купе комплектов постельного белья выдают по количеству фактических пассажиров. Все купе всего поезда были с правой стороны поезда.

День 1. Москва - старт!

Привезли все свои баулы на вокзал. Сфоткались у верстового столба нулевого километра Транссиба. Поезд тронулся в 22:30. Разложились. Других остановок в этот день не было.

День 2. Добрались до Урала

Первая остановка во Владимире, где можно сделать фото в честь преодоления краткого Транссиба:) Далее лег спать. Днем была остановка на 28 минут в Балезино (Удмуртия). Можно зайти и выйти на станцию без дополнительного контроля, поэтому немного прогулялся по городку.
Сменили 2 часовых поясов, и мы достигли Урала. Сами горы проезжали в ночи и их не было видно.

День 3. Финал Санта-Барбары с душем и удивительный Омск

В этот день у нас снова смена 2 часовых поясов (уже +4 от Москвы). До этого я максимально на восток от Москвы на поезде восток доезжал до Перми, поэтому, начиная со второго дня, от окна меня было не оттащить. Проезжали болотистые степные местности Омской и Тюменской областей. Стало очень много гнезд птиц на деревьях. К сожалению, после поездки прочитал, что город Ишим, который мы проезжали, затопило. Очень понравился омский вокзал – ничего от него не ожидал, а тут такой красавец. Ближе к вечеру остановка в Барабинске на полчаса – мы вышли прогуляться. Затем была остановка в Новосибирске на целый час – самая большая за эту поездку. Обь проезжали
в темноте. Вокзал располагается прям напротив метро, куда мы и направились. Метро уже закрывалось, поезда не ходили, поэтому мы просто взяли жетончики на память и прошлись по станции, словив небольшой негатив от тунеядцев-работников метро. В целом, рядом с вокзалом никаких особых достопримечательностей нет. Погуляли по окрестным кварталам и вернулись обратно в поезд, где нас ждала весточка, что душа все же не будет у нас в поезде всю дорогу…

День 4. Первый день в Сибири

Расстроился из-за данной новости, честно говоря. Пришлось принять душ с помощью бутылки где-то на просторах Кемеровской области. В другой статье рекомендовали сделать дырки на пробке, чтобы создать «эффект душа», но до такого мои очумелые ручки не дошли:) Прочитал, что на станциях бывает душ – решил проверить на ближайшей длительной остановке (Тайга) в 4 утра. Итого, как я уже писал выше, душ есть почти на каждом вокзале в комнатах отдыха или гостиницах. Этому факту удивилась даже проводница! После пошел гулять по ночному городу под аккомпанемент орущих котов. Кстати, в центральной России я не наблюдал практики выводить на табло вокзалов атмосферное давление вместе с температурой и временем, а там и далее это повсеместно.

Утром был уже Красноярск и абсолютно новая природа! Надпись «Енисейская Сибирь» будет по правую сторону движения, а вод вид на Енисей будет прегражден мостом – возможно, с левой стороны будет лучше. Такие необычные сибирские сопки и просторы. Каждое утро природа за окном разная – просыпаешься и понимаешь, что сейчас будет сюрприз. В течение дня особо длинных остановок нет – максимум выйти на перрон. В этот день немного нашла хандра, что Байкал уже завтра, а ехать еще черт знает сколько.

День 5. Байкал, Бурятия, Душ

Сегодня Байкал!! Но сначала душ на вокзале в Иркутске. На вокзале очень странно устроены человеческие потоки, поэтому нужно сначала зайти в вокзал со стороны путей, выйти в холл, а потом обратно зайти через досмотр. Душ комфортный, выдают полотенца. Далее свежими и чистыми держим путь в сторону Байкала. Тут сопки уже зеленее чем в Красноярском крае. Почти все пассажиры вышли: вместе с проводниками в вагоне осталось 6 человек. Можно было спокойно готовиться к фотоохоте во все стороны!

Первый раз Байкал с заснеженными горами будет виден вдали с левой стороны в 10:43 по местному времени – начинается «Байкальский спуск». Окна в поезде со всех сторон уже загрязнились, и каждый «чистый» кадр доставался с трудом. За 10 минут перед станцией Слюдянка Байкал уже будет прям рядом с железнодорожными путями. К сожалению, дойти до последнего вагона, чтобы поснимать красивые панорамные виды не получилось. Как уже писал, в Иркутске в конец подцепили рельсосмазыватель – проход закрыт. Поезд идет вокруг Байкала несколько часов, но самая красота начинается в Бурятии, там по правую сторону виднеются заснеженные горы (Хамар Дабан?). После станции Мысовая Байкал кончается. Остановок на Байкале 3 (Слюдянка, Байкальск и Мысовая) – каждая по 2 минуты, поэтому выйти и нормально купить рыбы возможности нет. Однако местный мелкий бизнес в лице бабушек бойко бегает по платформе, махая рыбой, привлекая клиентов. Видимо, практикуется экспресс формат покупки. Честно говоря, Байкал меня не сильно впечатлил (хоть увидел его и в первый раз): я представлял, что поезд будет идти эти несколько часов прям рядом с озером и не будет препятствий между мной и озером (как есть на Черноморском побережье, как будет потом и на Японском море близ Владивостока). Таких близких участков было очень мало.

Далее наш ждал Улан-Удэ (последняя остановка, где в теории доступна доставка еды) – бывший Верхнеудинск, первая столица Дальневосточной Республики в начале 20 века (а ночью проедем Читу – вторую столицу). Также, рядом с вокзалом куча кафешек национальной еды.

Ближе к ночи въехали в Забайкальский край. Пейзажи Бурятии и далее Забайкалья – это то, что впечатлило больше всего в пути. Правда, в Бурятии получше ловит интернет:)

UPD: на станции Слюдянка уникальный мраморный вокзал - единственный в России (наверное, и в мире). К сожалению, наш поезд встал так, что его было не видно, а остановка, как уже писал выше, очень короткая

День 6. Великолепное Забайкалье

С собой в поездку я взял 6 книг и думал, что мне может не хватить. Я скачал более 50 часов фильмов и видео и думал, что мне может не хватить. Я планировал сделать несколько рутинных дел, до которых не доходили руки в Москве, и думал, что мне может не хватить. По итогу я не сделал и 10% от запланированного. И, если нужна какая-то визуализация причин, то это Забайкальскиий край с его сопками с хвойными щетками (таких «щеток» я до этого не видел). Кстати, тут мы увидели лису, бегущую по замерзшей реке, и косуль, спрятавшихся в кустах.

Ближе к ночи въехали в Амурскую область и остановились на легендарной станции Ерофей Павлович. На этой станции машинист немного не рассчитал и для первых вагонов не было перрона

День 7. Необычный Дальний Восток

Ночью сходили в душ на станции Сковородино. Увидели небольшой природный пожар в ночи – необычное ощущение.

Пейзажи в Амурской области не такие, как я представлял – где тут жить тиграм то??

Большая остановка в городе Белогорск (этой станцией пользуются жители Благовещенска, так как саму столицу региона Транссиб обходит стороной). Остановка длинная и есть возможность выйти в город, сразу перед вокзалом милая небольшая отремонтированная аллейка. Кстати, визуально именно с Амурской области на дорогах становится заметно больше праворульных японских машин.

Ближе к ночи въезжаем в ЕАО, где последний раз за эту поездку переводятся часы – уже +7 от Москвы. Из примечательного: на станциях Биробиджан и Известковая названия станций со стороны путей дублируются на иврите. На Известковой выйти возможности нет, так как там поезд стоит всего 1 минуту. А вот в Биробиджане остановка целых 7 минут, но поезд остановился поодаль от здания вокзала, но я все равно успел сбегать и сделать фото надписи.

День 8. Владивосток, Японское море, Тихий океан - финиш

Финишная прямая. Честно говоря, где-то после в районе Читы появилось желание продлить путь еще на недельку:) может проложить железную дорогу куда-нибудь до Сингапура?… Настроение отличное

Ночью длинная остановка в Хабаровске, на привокзальной площади есть круглосуточный магазин и памятник Хабарову – стоит выйти посмотреть. Тут заходит много людей и едут все до Владивостока. По ощущениям, маршрут Хабаровск – Владивосток = Москва – Санкт-Петербург по востребованности, ощущению близости и так далее. Кстати, мне, как москвичу, было необычно слышать, что все жители Владивостока, с кем общались более 5 минут, рассказывали, что столица ДВФО перенесли из Хабаровска к ним… внутренняя конкуренция какая-то.

Амур проехали в темноте. Утром проснулись уже в Приморье. За окном реки, сопочки, местные дубы – красиво. Люди массово жгут прошлогоднюю траву, видимо, из-за этого много черных космических пейзажей.

Подъезжая к Дальнереченску по правую сторону вдали увидел какие-то строения. Судя по карте, это вполне может быть приграничный китайский населенный пункт Хутоу. Российских поселений на этой «прямой» согласно карте нет, а до границы всего примерно 5км.

Примерно за 45 минут до прибытия во Владивосток по ту же правую сторону появляется море, поэтому советую собрать вещи чуточку раньше, чтобы наслаждаться таким видом.

На самом вокзале обязательно нужно подойти к верстовому столбу конца Транссибирской магистрали! Еще на самом вокзале очень интересная мозаика на потолке с классической тематикой Москва – Владивосток.

Все, путь пройден, за плечами вся страна – 19 регионов, 7 часовых поясов, сотни больших и малых городов, все основные реки (Волга, Кама, Енисей, Обь, Амур и другие), более 9000км пути, более 150ч в позде, и мы на берегу Японского моря, которое плавно перетекает в Тихий океан. Можно (нужно!) съесть пянсе с милкисом на привокзальной площади и идти заселяться!

PS: в соседнем грузовом вагоне весь путь от Москвы также преодолел козел!

Краткие выводы

1. Байкал из окна поезда переоценен, не возлагайте больших надежд, путь будет красив и вне Байкала (особенно Бурятия и Забайкалье)

2. Не стоит сильно переживать из-за отсутствия душа в поезде – всегда можно помыться в здании вокзала на остановках

3. Полностью выкупленное купе > СВ

4. Помимо общеизвестных способов добыть еду в поезде (взять заранее, вагон-ресторан, проводник, магазинчики на станциях), можно воспользоваться доставкой к поезду ЕдуЕм

5. Будьте готовы, что вы не выполните намеченных планов дел в поезде – за окном будет очень интересно!

Мои выводы при выборе поезда в табличном виде:

Сравнение поездов по Транссибирской магистрали
Сравнение поездов по Транссибирской магистрали

6. Необходимо сделать фото у этих столбов!

Если у вас есть вопросы по поездке, то пишите здесь в комментариях или мне в телеграм @nikita_mitskevich – буду рад всем помочь на пути к исполнению мечты!