"Знайте, что есть такой предел позора в сознании собственного ничтожества и слабосилия, дальше которого человек уже не может идти и с которого начинает ощущать в самом позоре своем громадное наслаждение" ©
Я продолжаю свое знакомство с российскими театрами, и на сей раз выбор пал на Государственный академический театр имени Моссовета. Для справки небольшая информация из Википедии:
Госуда́рственный академи́ческий теа́тр и́мени Моссове́та — драматический театр в Москве, отмеченный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Основан в 1923 году литератором и режиссёром Сергеем Ивановичем Прокофьевым как театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов (МГСПС). Своё современное название получил в 1938 году.
В театре играли такие известные актеры, как Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Михаил Названов, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий, Маргарита Терехова и другие.
Найти театр очень легко – он находится всего в нескольких минутах ходьбы от метро Маяковская. Внутри мне тоже очень понравилось – атмосферно, красиво, приятно прогуляться по коридорам. Отдельное внимание заслуживает выход на террасу – в жаркое время очень приятно выйти в антракте (можно даже с бокальчиком просекко).
Ну и открытием для меня стало большое количество знакомых артистов в труппе театра – я с интересом разглядывала фотографии на стенах и узнала почти всех. Теперь еще больше захотелось пересмотреть все спектакли репертуара Театра имени Моссовета.
Но, вернемся, к главному поводу моего пребывания здесь. Для первого похода в этот театр я выбрала беспроигрышную классику – «Идиот» Ф.М. Достоевского. Плюсом то, что в нем уже играет знакомая для меня актриса – Екатерина Гусева. А всегда как то легче идти на спектакль, если хоть кого-то ты там уже знаешь, это особый настрой. Но интересно и узнавать новых для себя артистов, поэтому ради интереса я купила программку (100 рублей).
Т.к. я первый раз была в этом театре, переживала, что выбрала не совсем удачное место – в амфитеатре. Но, как оказалось, это очень удобно (1 ряд). Он находится на возвышении и все прекрасно видно. Еще и впереди есть перила, куда можно положить очки или программку.
Режиссер спектакля – Юрий Ерёмин, народный артист РФ, лауреат Премии города Москвы. Главную роль князя Мышкина исполняет Антон Аносов, актер театра имени Моссовета с 2011 года. Роль Настасьи Филипповны исполняет Екатерина Гусева (о ней напишу отдельно). Также из состава актеров я узнала Анну Михайловскую (Аглая Епанчина), которую я раньше уже видела в сериалах.
Обычно, перед походом на спектакль по какому-то известному произведению, я стараюсь перечитать книгу хотя бы в кратком содержании. Но здесь что-то забыла и не успела, поэтому было немного волнительно, все ли я пойму, и будет ли мне хватать информации. Но все волнения оказались напрасными. Скажу так – содержание спектакля поймет даже тот, кто книгу не читал (хотя, на мой взгляд, «Идиота» Ф.М. Достоевского любой уважающий себя взрослый образованный человек читал хотя бы раз в жизни). Я последний раз книгу читала лет 10 назад и, естественно, что-то уже стерлось из памяти, но спектакль настолько точен, логичен, ярко отражает все основные сюжетные линии романа, аккуратно вплетая философию Достоевского и донося ее до зрителя так, чтобы это было понятно и доступно, что мне было всего достаточно. Я безмерно благодарна тем режиссёрам-постановщикам, которые бережно относится к классике, без желания показать и выпятить себя и свой «авторский-не-такой-как-у-всех-взгляд» на первый план. Приходя на спектакль по классическому произведению, я хочу видеть именно его, а не воспаленную фантазию отдельно взятого режиссера. Так что здесь спасибо Юрию Ерёмину за эти 3 часа погружения в настоящего Достоевского.
Особенность в плане сценографии – минималистичные декорации. Все внимание приковано к артистам и их раскрытию психологических портретов своих персонажей. Небольшая «фишка» - маленький колокол, в который звонят герои, ненавязчиво переключает внимание зрителей с одной сцены на другую.
Антону Аносову очень точно удалось передать князя Мышкина (насколько я его помню по роману). Трогательного, нелепого, но при этом нисколько НЕ жалкого, а вызывающего только теплые чувства и симпатию. Как он искренен в своих эмоциях, единственный, в ком еще есть искра настоящего света. И, главное, ты понимаешь, почему он поступает именно так, как поступает. Ты бы не смог так, а он может. Ух…хочется прям вот сейчас все бросить и начать перечитывать «Идиота».
Но, больше всего, мои восторги летят Екатерине Гусевой. Какие у меня противоречивые «отношения» с этой актрисой. Как же мне не понравилась ее Анна Каренина в одноименном мюзикле (моем любимом мюзикле, кстати). С каким трепетом я отнеслась к ее Грушеньке в Карамазовых. И с каким безмерным восторгом и восхищением от ее Настасьи Филипповны я выходила вчера из театра. Как же она хороша и органична в этой роли! Дерзкая и губительно-обворожительная Настасья Филипповна, за чьим циничным смехом, чувствуются боль и страдания, но которая понимает, что другого пути у нее нет. Особенно хорош 1 акт. Сцена дня рождения у Настасьи Филипповны настолько сильная, что хочется, как в телевизоре, – нажать на обратную перемотку и пересмотреть еще раз. Каждый раз, когда Гусева выходила на сцену, она заполняла собой просто все пространство, и неважно, кто там был еще, все внимание было приковано к ней. А какие наряды у нее там шикарные, просто любуешься даже с эстетической точки зрения. Браво, браво и еще раз браво!!!
Резюмирую: «Идиот» в Театре им. Моссовета – это именно тот спектакль, который не стыдно посоветовать друзьям, родственникам и коллегам, да и, в принципе, любым образованным людям, знакомым с классикой. У меня очень сильное послевкусие уже 2-й день, «перевариваю» все в голове, и уже планирую, естественно, перечитать роман. Все-таки спустя 10 лет Достоевский будет восприниматься уже совсем по-другому.
А вам я оставляю ссылку на официальную страницу спектакля: https://mossoveta.ru/performance/idiot/