Найти тему
Moto_Ogr

Том Фьюгл: "Езди на чоппере или катись отсюда!"

Том Фьюгл – байкер, создатель мотоциклов и художник. Один из основателей El Forastero Motorcycle Club. Том строил классические чопперы всю свою взрослую сознательную жизнь. Он стал известен своим участием в шоу по созданию кастомов Born-Free Show 6. Его байк позже был показан на выставке Yokohama Hot Rod Custom в Японии. Также Том известен своей дружбой с Дэйвом Манном, известным художником байкером.

Несмотря на то, что он всегда оставался в стороне от мейнстрима, до конца жизни Том продолжал строить байки, являющиеся неотъемлемой частью движения, пионером которого он стал в 1960-х годах. Чопперы, созданные Фьюглом, и сегодня многие называют вдохновляющими. И казалось, что Том только сильнее расцветал, когда кто-то создавал мотоциклы похожие по стилю на его работы. Особенно, когда мастер был намного моложе самого Тома.

Том Фьюгл умер в декабре 2016 года в 75 лет в своём доме в в Сиу-Сити, штат Айова. (Sioux City, Iowa)

Работы Тома Фьюгла не слишком известны в популярной прессе, но его влияние и статус очень сильны в кругах чопперостроителей. Том Фьюгл был высоким и очень харизматичным человеком. Если вы не знакомы с Томом Фьюглом и его работой, то видеоролик Born Free Builder даст некоторое представление об этом человеке.

Жизнь более полувека в байкерском клубе выработали в нём решительность и жёсткость, необходимую в этой среде. El Forastero Motorcycle Club (EFMC) (Мотоклуб «Аутсайдер» исп.) — 1% мотоклуб, основаннный в 1962 году Томом Фьюглом и Харланом «Малышом» Брауером (Tom Fugle and Harlan «Tiny» Brower) в штате Айова. В ранних членах клуба числился и знаменитый мотохудожник Дайв Манн. Клуб был хорошо известен своей криминальной деятельностью. Многие члены клуба не раз привлекались к ответственности за наркоторговлю.

-2

Хотя имя Тома Фьюгла не является нарицательным в мире чопперов, но его байки и образ жизни являются образцом для подражания уже более четырёх десятилетий. С его первых работ в ранних 60-х очевидно, что он был настоящим пионером кастомизации мотоциклов Харлей-Дэвидсон. Ниже приводится интервью с Томом о жизни на двух колесах, а также о том, что заставляет его двигаться вперёд.

Перевод иностранного интервью с Томом Фьюглом.

Тому уже больше 70 лет, но его отношение к жизни, энергия и дух – как у молодого. Он рассказал мне о своих ребрах, которые сломал несколько месяцев назад, и сказал, что он чувствует себя прекрасно, и молоко его быстро вылечит.

-3

— Что привело вас к мотоциклам?

-Мне было 14. У меня был друг, у отца которого был военная модель Индиана, сделанная для пустыни. Однажды когда я был в гостях, меня спросили, не хочу ли я прокатиться. Я сказал: «Конечно! Что нужно делать?» Отец друга ответил: «Просто садись на него и езжай». Он показал мне пару простых вещей и предупредил не выезжать на улицы, а покататься для начала на пустыре. Мотоцикл был большим и тяжёлым. Это был очень страшный опыт для меня. Я даже никогда до этого не ездил на заднем сиденье мотоцикла, и сразу сел в одиночку за руль. Единственная техника, которой я вообще до этого управлял был мой велосипед.

В 16 лет у меня появился мой первый байк. Я обменял свой велосипед на сломанный Indian Chief. Я катился на нём с горки три квартала, чтобы отвезти его домой. Это была моя единственная поездка на этом байке :-) Мне пришлось отдать его в мастерскую, так как я не знал, как его ремонтировать. Я ждал несколько дней, но мотоцикл так и не починили, зато попросили 35$ комиссионных за хранение. Я просто оставил байк там.

-4

Осенью 1961-го мой друг сказал, что хочет купить Спортстер. Мы пошли в магазин глянуть на него. Рядом со Спортстером стоял полностью укомплектованный Harley-Davidson Panhead 1956. При пробеге около пяти тысяч километров он выглядел как новый. За него просили 800$, я купил его в рассрочку за 25$ в неделю. На тот момент это была самая большая сумма, которую я платил за байк. Я купил его весной и превратил в чоппер в течение одного года. Он стал моим главным мотоциклом на многие годы. В 60-х я покупал много байков по цене от 25$ до 150$, чтобы использовать на запчасти. Например, я взял три разных мотоцикла за 25$, 35$ и 75$ построил из них один чоппер с двигателем Knucklehead 1936. Позже я отремонтировал двигатель Shovelhead и установил в раму своего 1956-го. Построил чоппер с хардтейлом и двигателем на сайлент-блоках, на котором езжу и по сей день.

— Над каким байком работаете сейчас?

— Сейчас строю шоустоппер для Born Free Builder Show на основе байка, который был у меня в 60-х. Я создаю его, используя мотор Panhead 56. Он только для шоу. Бак вмещает литр бензина, что достаточно, чтобы выехать на сцену и уехать с неё. Также я переделываю байк на котором сейчас езжу. Мы вместе уже больше 15-и лет и проехали не одну тысячу километров.

-5
-6
-7
-8
-9
-10

— Что дарит вам радость?

— Я катаюсь и строю чопперы – это всегда радость. Ещё я коллекционирую разные вещи из прошлого и настоящего. Этакие хранители истории. А вообще у меня много интересных хобби, я постоянно чем-то занят. Трудно перечислить всё, что доставляет радость, на словах.

Личный ездовой чоппер Тома под названием Only One Love
Личный ездовой чоппер Тома под названием Only One Love
-12

— Я знаю, что вы знакомы с Дэвидом Манном. Расскажите какую-нибудь историю про Дэйва.

-После того, как мы познакомились с Дэйвом в Канзас-сити в 60-х, он часто отправлял мне свои рисунки и наброски. Потом он уехал и мы некоторое время не виделись. Позже я стал изучать технику переноса изображения с бумаги на разные предметы. Я взял картину Дэйва изображавшую новогоднюю вечеринку El Forastero в пещере и перенёс её на камень. Результат выглядел немного грубоватым, как будто бы нарисованным от руки. В 90-е я приехал в Канзас-сити и заехал к Дэйву в гости. Я сказал, что с тех пор как он уехал, я мечтал подарить ему это и вручил камень. Жена Дэйва взяла камень в руки и воскликнула: «О Господи, да он рисует так же хорошо, как ты!» И я подтвердил: «Да, я могу рисовать так же хорошо, как он». Тогда Дэйв посмотрел на рисунок и сказал: «Так это ж я нарисовал!» На что жена возразила: «Ни разу не видела тебя рисующим на булыжнике». Тут мы посмотрели друг на друга и рассмеялись.

Тот самый рисунок
Тот самый рисунок

— После такой активной жизни, что волнует вас сегодня?

— Сегодня строится много байков в стиле 60-х. Многие мастера создают чопперы из мотоциклов разных марок, но на идеях старой школы (old-school). Это очень волнительно для меня, так как я становлюсь старше и вижу, как прошлое возвращается по кругу. Меня впечатляют современные мастера, такие как Jeff Wright, Bill Mize, которые строят чопперы в стиле El Forastero. Я слышал, даже в Японии есть поклонники этого стиля (Mochi, Gak и Hata Chang).

— Как вы считаете тренды сегодня меняются также быстро, как в 60-х?

— Да, тренды меняются также быстро. Но мода ничего не значит для меня. Я делаю тоже, что и 50 лет назад. То, что было популярно в прошлом году, исчезло в этом. Тенденции меняются со временем. То, что я делаю, вне времени.

-14
-15

— Какой ваш любимый Харлеевский мотор?

— Любимый – Knucklehead. Он выглядит олдскульно и вызывает ностальгию. В плане производительности мне нравится Evolution.

— Это правда, что перед тем как взорваться, мотор работает лучше всего?

— Я слышал что-то такое, и даже, кажется, видел несколько двигателей, которые работали хорошо перед поломкой, но лично такого опыта не имею. По-моему, все мои моторы, перед тем как сломаться, начинали работать плохо. (смеётся)

— Блондинки, брюнетки или рыжие?

— Я был со всеми и, если честно, не заметил разницы. В конце концов, все они когда-то становятся седыми.

-16

— Какую музыку предпочитаете?

— Я слушаю всё: рок-н-ролл, рокабилли, блюз, кантри. Есть только два вида музыки: хорошая и плохая.

— Есть любимая группа?

— Мне нравится AC/DC и много других...

-17
-18

— Что скажете нам на прощание?

— Я благодарен своим братьям по клубу, которые сделали для меня возможным ездить на байке до сегодняшнего дня. Я люблю строить чопперы и ездить на них, поскольку это моё самовыражение и моё искусство. Я думаю, что в душе я всегда был художником. Мне кажется, что те, кто ездит на стоковых байках немного аутисты. Вот, что я пытаюсь сказать:«Езди на чоппере или катись отсюда!» («Ride choppers or f*ck off!»)

-19

Другие статьи на канале:

Популярное на канале

Мотофилософия

Мотобезопасность

Мотоинтервью

Мотокино

Мотостихи

Мотокниги

Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме

t.me/...hat

t.me/...ogr

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц