Если вы смотрели фильм Скорсезе «Молчание» по одноимённому роману Сюсаку Эндо, то вы наверняка знаете, какой трагической, полной казней, запретов и искренней борьбы была история христианства в Японии. Португальцы, принёсшие его на японские острова, вместе с миссионерами-иезуитами имели на эти новые земли большие планы. Главный из этих планов — власть, порабощение и подчинение. Да, под видом просвещения, конечно.
Итого, с чем мы имеем дело в 16-17 веках? С наличием двух народов, которые, открыв для себя новый мир, подходят к нему с двух разных позиций.
Португальцы приходят как носители истины, глядят на японцев как на неразумных варваров-еретиков. При всей искренности порывов иезуитских миссионеров к спасению японских душ за ними стояли политические амбиции Португалии (даже если сами миссионеры не были об этом уведомлены). Японское правительство отлично это почувствовало. Оно никогда не боялось христианства. Оно боялось быть сломленным и подчинённым.
Голландцы же, как я уже раньше вам рассказывала, были полными пофигистами. Их интересовали деньги — и только. Торговля — да, все эти ваши культурные приколюхи — не для серьёзных голландских пацанов. Голландские купцы вообще не интересовались культурой страны, в которой жили, ничего не изучали и не делились этим с родной страной. Правда, и сами японцы не очень способствовали такому изучению, скорее даже пресекали его. Но и инициативы со стороны их торговых гостей тоже особенной не было. Когда однажды Исаак Титсинг, директор фактории в 1779-1783 годах, заявил своему руководству, что именно расслабленность директоров мешает Голландии изучать Японию, товарищ начальство ответило следующее: «Общим правилом в этих частях земного шара является служение Меркурию, а не Палладе». Оцените шутку юмора.
Ну и последний эпизод, который нужен нам с вами для формирования окончательного вывода. В комментариях к посту приложу великолепное описание того, как прекрасно приходил на приём к сёгуну директор фактории — на четвереньках, не поднимая головы, ни произнеся ни одного слова. Согласитесь, позиция, максимально далёкая от всезнания и высокомерия португальцев.
Как покажет будущее, у расхлябанных, немножко пьяных и ленивых голландцев японцы со временем вытянут немало сведений о последних научных достижениях Европы, в частности, о медицине, создадут целую отрасль науки, которую назовут «рангаку», «голландская наука». У португальцев они не возьмут ничего: хотя гонения на христиан давно закончились, их до сих пор в Японии не больше 5%. И что-то подсказывает мне, что здесь вопрос не столько в том, что именно принесли на Японские острова эти народы, а то, как они это сделали.
Серьёзный вывод из этой истории: не надо считать японцев за дураков.
Несерьёзный вывод из этой истории: кажется, у Японии фетиш на плохих мальчиков. Будем знать, будем знать.
А как выглядели эти самые голландские плохиши в глазах японского народа, расскажу вам когда-нибудь скоро 😌