Найти в Дзене
Sherpa Group | Аналитика

Комплексный план и нацпроекты в первом квартале 2024 года

sherpagroup.ru
sherpagroup.ru

Какой федеральный проект лидирует по исполнению в комплексном плане? Сохранился ли тренд на рост расходов в «Безопасных качественных дорогах»? Какие нацпроекты финансировали в начале года наиболее и наименее активно? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.

Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в первом квартале 2024 года составило 12,8%, на 7,9 п. п. ниже, чем год назад. В мероприятия плана из федерального бюджета направили 15,6 млрд руб., что почти на 53% меньше, чем в первом квартале 2023‑го. Такое снижение связано с большей компактностью комплексного плана в нынешнем году, а замедление — скорее всего, с тем, что в прошлом году существовала возможность обгоняющего финансирования.

Наибольший уровень бюджетного исполнения среди федеральных проектов комплексного плана в первом квартале 2024 года зафиксирован у «Развития Северного морского пути»: 19,1%, или 10,7 млрд руб. Он единственный из федеральных проектов в комплексном плане с ускорившимся (на 2,1 п. п.) по отношению к аналогичному периоду исполнением. В федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» за три месяца средств не поступило, но с учетом опыта прошлых лет это, вероятно, не создаст для него проблем. В свою очередь, в «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» попало лишь 0,003% от плана, или 328,7  тыс. руб. Год назад к началу апреля этот федпроект был исполнен почти на 20%.

Исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» в январе — марте 2024 года составило 13,9% (рост на 1,8 п. п.). В него из федерального бюджета пришло 86,3 млрд руб., в полтора раза больше, чем год назад. Это вызвано изначально повышенной, по сравнению с прошлым годом, планкой вложений в БКД. Автодорожный нацпроект оказался также самым устойчивым в первом квартале 2024 года к пересмотрам финансирования среди других нацпроектов, планку вложений в него (621,4 млрд руб.) не меняли со времени утверждения федерального бюджета в ноябре 2023 года.

Федеральными проектами с наиболее высоким бюджетным исполнением в составе «Безопасных качественных дорог» в первом квартале 2024 года стали «Развитие общественного транспорта» (22,1%; 8,6 млрд руб.) и «Дорожная сеть» (21,4%; 55,4 млрд руб.). Наименьшее бюджетное исполнение пока наблюдается у самого небольшого федпроекта БКД «Автомобильных дорог Минобороны России» (3,1%; 25,7 млн руб.). Финансирование самого крупного — «Развитие федеральной магистральной сети» — в первом квартале замедлилось, составив 6,9%, что на 5,6 п. п. меньше, чем год назад. В федеральные дороги через БКД направили 21,3 млрд руб., на 20% меньше значений годичной давности.

Общие вложения в комплексный план и «Безопасные качественные дороги» выросли в первом квартале 2024 года на 12,7%, до 101,9 млрд руб., относительно показателя годичной давности, рост обеспечили опережающие вложения в автодорожный нацппроект. Пока суммарные федеральные расходы на комплексный план и БКД в 2024 году ожидаются такими же, как в 2023‑м: на уровне 740–745 млрд руб. Но в конце года планку расходов на автодороги могут опять увеличить, как это было последние несколько лет, и результат прошлого года окажется превзойден.

Бюджетное исполнение 15 национальных проектов (без учета атомного, по которому Минфин не публикует статистику) в январе — марте 2024 года составило 21,7%, или на 1,6 п. п. выше, чем год назад. Суммарно в них было перечислено 657,5 млрд руб., на 8,7% больше, чем в первом квартале 2023‑го. Минимальное бюджетное исполнение оказалось у нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (3,8%; 1,7 млрд руб.), однако, на наш взгляд, это нормально для первого года реализации, когда еще не налажены все процессы. Максимальное бюджетное исполнение зафиксировано у нацпроекта «Культура» (48,6%; 25,3 млрд руб.), лидера по этому показателю и в первом квартале 2023‑го.

Из 78 федеральных проектов лидером по исполнению стала «Цифровая культура» (входит в нацпроект «Культура»), до которой в первом квартале довели 98,9% годовых вложений, или 18,6 млрд руб. Впрочем, год назад ее исполнение было еще выше: 99,3%. В четыре федпроекта к началу апреля вообще не направили средств. Это «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (комплексный план), «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды», «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (оба входят в нацпроект «Экология») и «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем» (нацпроект «Беспилотные авиационные системы»).

Объем вложений в 15 нацпроектов с момента утверждения закона о федеральном бюджете к концу первого квартала 2024 года увеличили на 0,5%, до 3,03 трлн руб. В относительном выражении сильнее всего выросла планка вложений в нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» (на 7,5%, до 72,9 млрд руб.). В абсолютном выражении — в нацпроект «Цифровая экономика» (на 9,7 млрд руб., или на 6,9%, до 151,1 млрд руб.). Наиболее заметно — и в относительном, и в абсолютном выражении — уменьшили ожидаемые до конца 2024 года расходы на нацпроект «Жилье и городская среда»: на 7,7%, или на 10,7 млрд руб., до 122,7 млрд руб. Средства в частности снизили на мероприятия по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда.

Читайте полную версию обзора.

Кроме того, на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, исследованием «Заемный капитал для компаний и проектов: итоги первого квартала 2024 года».