Найти тему
Филфак

Александр I. «Самодержавный конституционализм». Реформы Сперанского

Александр I
Александр I

19 век. Александр I, любимый внук Екатерины II, родился 12 декабря 1777 года. Екатерина II лично занималась его образованием и физической подготовкой. Она лично подбирала ему учителей (это были выдающиеся учителя и учёные). Александр очень много читал. Все отмечали его быстроту реакции, коммуникабельность, живость и актёрские способности (он умел жить на 2 лица, чтобы одновременно сохранить хорошие отношения с отцом Павлом I и матерью и одновременно сохранить хорошие отношения с бабушкой Екатериной II). Екатерина II женила его очень рано, когда Александру I было 16 лет, а его супруге было 14 лет. Это была немецкая принцесса, которая при крещении получила имя Елизавета Александровна. Александр I говорил бабушке, что хочет отречься от престола; он говорил, что его счастье заключается в том, чтобы жить в обществе друзей и заниматься изучением естественных наук у природы.

Исследователи отмечают, что Александр I опасался своего отца Павла I, когда тот стал императором российского государства. Александр I в период правления Павла I получил должность председателя военного департамента сената. Это очень высокая должность, которые влияют на политическую систему российского государства. После смерти Павла I тень убитого отца преследует Александра I. Зная судьбу своего отца, Александр I боялся заговора.

«Самодержавие в России – это самовластие, ограниченное удавкой» – Александр I

В 23 года Александр I становится императором России. Став императором, он в первую очередь обращается за советом к республиканцу Лагарпу, своему бывшему другу. Он обращается за словами помощи и поддержки. Лагарп даёт ему совет ни в коем случае не ограничивать власть Монарха (то есть не ограничивать самодержавие), а описаться на авторитет и позицию носителя власти. Далее он проводит анализ, кто будет против реформ в России: против реформ будут в первую очередь люди пожилого возраста; против реформ будут большинство владельцев крепостных дворян; будет против всё чиновничество; против буду иностранцы, напуганные французской революцией, которые проживают в России.

Деятельность Александра I. Он начинает свою деятельность с 1801 года с того, что запрещает публиковать в газетах объявления о продаже крестьян. Затем в 1803 году он издаёт указ о вольных хлебопашцах (речь идёт о том, что предоставляется право дворянам за выкуп отпускать своих крепостных на волю, предоставляя им юридическую свободу), то есть он даёт право дворянам выбирать освобождать ли своих крепостных или нет (развитие права всегда ведёт к развитию гражданского общества, а запреты это плохо). Затем проводится крестьянская реформа в 1804-1805 году в районах Латвии и Эстонии (эта реформа освобождает крепостных крестьян от зависимости своих феодалов). Далее Александр I издаёт указ в 1801 году, благодаря которому можно выкупать имения обанкротившихся дворян, и вместе с крепостными эти земли переходят государству, а крестьяне становятся юридически свободными (эти указы способствуют эмансипации общества, а она очень важна для развития гражданских начал). Александр I начинает действовать по плану Лагарпа, который предлагал максимально расширять систему образования в России. «Александр I накинул плащ просвещения на Россию». В 1803-1804 году он создаёт уникальнейшую бессословную бесплатную систему образования в России по принципу преемственности:

  • 1 ступень – одноклассное приходское училище;
  • 2 ступень – трёхклассная уездная гимназия;
  • 3 ступень – шестиклассные гимназии в губернских городах;
  • 4 ступень – высшее образование, университет.

При этом Александр I делит всю Россию на образовательные округа. В центре каждого округа стоит университет. Университет – это главное во всей системе образования (при Александре I). Именно он положил начало высшему специальному образованию. При этом он обращал внимание на очень мягкие уставы университетов. Университет это как бы государство в государстве. Кроме образования в России, Александр I смягчает цензуру в 1804 году. Это время называют «Эпохой гласности». Это тоже способствует эмансипации общества, росту гражданских начал общества и т.д. Также Александр I очень активно и в больших объёмах печатает и переводит Западно-Европейскую литературу, то есть он продолжил успехи Николая Ивановича Новикова (это всё происходит за счёт государственного бюджета и распространяется по невысоким ценам).

Система управления Александра I. Он со своими друзьями создаёт «Негласный комитет», где обсуждаются вопросы развития общества и т. д.

Реформы Михаила Сперанского 1802-1812 года(до войны с Наполеоном). Он пишет документ, который называется «Введение к уложению государственных законов», цель которого конституция в России и отмена крепостного права. При этом Сперанский хотел сохранить помещиков, он хотел примирить интересы помещиков, государства и крестьян. Также он планировал выборность части чиновников, и прохождения чиновниками определённого экзамена (на знание законов, на знание русского языка, на знание этикета, на логику, метафизику и т. д.). Принципами той системы управления, которую предлагал создать Сперанский, была законность, выборность суда, разделение власти и конституционное ограничение самодержавия. Также он уравновешивает выборность чиновников, уравновешивает правом властей (царя) отменять какие-либо решения. Он планировал создание государственной думы. Из всех предложений Сперанского был принят один серьёзный от 1 января 1810 года создание государственного совета. Он планировал, что этот государственный совет будет как верхняя палата российского парламента, а нижняя палата должна была быть объявлена позже (1 мая 1810 года). То есть он рассчитывал, что к осени (к 1 сентября 1810 года) в России будет двухпалатный парламент. Это был бы серьёзный шаг вперёд. Сперанский планировал допустить к выборам в государственную думу:

  • Дворяне;
  • Среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне).

Следующее, чтобы было принято и сделано – это создание министерств. Вместо коллегий создаются министерства (как и в Европе). Кроме министерств создаётся комитет министров (совещательный орган при царе). Далее происходит опала Сперанского. Затем после «ссылки» его вернули в Санкт-Петербург в 1821 году, он стал членом государственного совета, он занимался вопросами подготовки новых законов и получил от Александра I земельное пожалование. Для того, чтобы сохранить Сперанского для России как государственного деятеля, его убрали из Санкт-Петербурга.