Среди бескрайних просторов алтайской тайги скрыта история удивительной судьбы — история Оджана Наумкина, чья жизнь стала символом становления настоящего отшельника в условиях дикой природы. Отринув цивилизацию в пользу зова дремучих лесов, его родители построили дом и организовали свой быт в тайге, воспитывая юного спутника и защитника более двух десятилетий. Но однажды все изменилось. История юного алтайского Маугли — пример того, что будет со среднестатической российской семьёй, если она, устав от городской суеты и идеалов общества, сделает выбору в пользу бескрайней природы своего края и начнет новую жизнь.
Меньше общения с людьми — больше леса
Художник и писатель Александр Наумкин родом из Приморского края. Он не единожды отправлялся исследовать обширные просторы тайги, испытывая к ней особую привязанность и мечтая о том, чтобы это место стало его постоянным домом. И мечта стала реальностью, когда в 1985 году он принял решение вместе с супругой Еленой, которая работала учителем музыки, оставить свое городское жилье в пользу того, чтобы уйти и начать все заново в лесной тайге. К слову, по словам самого Оджана, родители никогда не выступали против цивилизации и ее благ, они просто не желали общаться с окружающими.
В течение нескольких недель начинающие отшельники сколотили себе домик из бревен, создав уютное убежище. А в 1993 году, посреди горной глуши, в семье Наумкиных появился своего ребенок, которому дали имя Оджан. В попытке оформить его свидетельство о рождении, отшельники столкнулись с бюрократическими сложностями и отказались от документов. Так, алтайский Маугли долгое время рос без свидетельства о рождении. Когда ему исполнилось четыре года, семья приняла решение переехать, и заложила новый дом в окрестностях городка Белокуриха, расположенного в Алтайском крае. Отцу мальчика понравились приятный климат и более плодородная земля.
Жизнь без аптечки, но с огородом
Оджан рос в простых условиях. Так, в их доме были лишь кровати, стол, печь и никакого электричества, из-за чего Наумкины с малых лет научили сына пользоваться свечами. Все гигиенические процедуры приходилось выполнять на свежем воздухе. Правда, зимой, чтобы помыться, Наумкиным приходилось заранее накрывать пол пленкой. А вскоре местные журналисты выяснили, что в семье нет ни медицинской аптечки, ни зубных щеток. Алтайские отшельники утверждали, что они почти не болеют, поэтому все это им без надобности.
Поскольку в такой глуши магазинов попросту не было, Оджан и его родители питались только тем, что выращивали на собственном огороде и находили в лесу. Земля давала им картошку, морковь и капусту, а иногда радовала арбузами, дыней и даже виноградом и с киви. Естественно, совсем без денег существовать невозможно, поэтому лишние запасы Наумкины продавали в городе. Люди с радостью брали у них грибы, дикие ягоды и лесные травы. Благодаря этому, в доме у Оджана всегда хранились запасы консервов, круп и зимних заготовок.
Школа тайги
Естественно, что в обычную школу отшельники мальчика не отправили, ограничив образование домашним обучением. Алтайский Маугли научился читать книги с пяти лет, а писать — уже к семи. Вскоре мальчик начал самостоятельно изучать английский язык и заниматься живописью, подражая отцу. Оджан много читал и даже обзавелся мобильным телефоном, правда, заряжать его приходилось лишь в городе, который находился в семи километрах от их жилья. При этом долгий путь лежал через горы. По словам младшего Наумкина, распорядок почти всего своего дня он определял сам. Например, делал поделки из картона, рисовал картину или придумывал и записывал рассказы.
Пора уйти к людям
Но однажды в семье отшельников все изменилось. Оджан понял, что мечтает о городской жизни и стал уговаривать родителей вернуться в цивилизацию. В ответ они заявили, что не вынесут запаха выхлопных газов и шума. И когда в один из дней Наумкины решили добраться до дальних территорий Приморья, алтайский Маугли наотрез отказался идти с ними. Долго уговаривать нерадивое дитя отшельники не стали, оставив красноречивую записку: «Ты уже взрослый, живи как знаешь».
Но вернуться к людям не так просто, как кажется. Алтайскому Маугли пришлось заняться оформлением кучи документы с помощью множества инстанций. Так, у него появился первый паспорт, а затем случился долгожданный переезд — Оджан оказался в Бийске, где проходили курсы профессионального баристы, а затем поехал в Новосибирск. Интеграция в современное общество не заняла у него много времени, ведь начитанный, скромный и творческий молодой человек не был похож на лесного дикаря.
После окончания курсов Наумкин стал работать барменом и официантом, а затем неожиданно взял кредит и открыл свое первое дело — маленькую и уютную кофейню, где можно было выбрать себе кофе или молочный коктейль и отправиться на прогулку. Правда, первый бизнес-опыт стоит признать неудачным — место пришлось закрыть из-за отсутствия достаточного опыта и долгов с тремя нулями. Тогда предприимчивый бывший отшельник принял решение уехать в Москву на заработки.
Приключения Маугли в цивилизации
После переезда в столицу алтайский Маугли сменил десятки мест в общепите прежде, чем найти прибыльное занятие. Оджан стал полноценным баристой и начал готовить авторский кофе, параллельно открыв небольшой бизнес по продаже здоровых продуктов, включая алтайский мед и варенье из дикой земляники. В свободное время Наумкин вновь возвращается к холсту и краскам, рисуя картины, которые пользуются спросом. Но больше всего он рад тому, что встретил в Москве свою любовь — девушку Валерию.
Стоит отметит, что Оджан сохранил хорошие отношения с родителями и приезжает к ним хотя бы один раз за календарный год. Старшие Наумкины, несмотря на успехи сына, все еще предпочитают каждый день просыпаться под звуки дикого леса. Александр и Елена даже провели большой ремонт в доме, сделав больше окна, через которые теперь можно смотреть на любимые горы. А на крыше появился генератор на солнечных батареях, так что теперь даже из тайги можно связаться со столицей по видеосвязи. К слову, любопытные журналисты не перестают напоминать алтайскому Маугли о его прошлой жизни, каждый год спрашивая, не думает ли он о том, чтобы вернуться в лес, на что Оджан Наумкин дает лишь 1%, поскольку там ему сложно реализовывать свои цели и быть счастливым.
Фото: из открытых источников и с соцсетей Оджана Наумкина
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!