74 подписчика

Что осталось от газового бюджета России

Судя по последним данным за первый квартал этого года, российская газовая отрасль если не оказалась в тяжелейшем кризисе, то уж как минимум столкнулась с самым серьезным вызовом за всю новейшую историю России. Выражается это прежде всего в кратном падении доходов от экспорта "национального достояния".

За январь-март этого года бюджет получил на 17% меньше от продажи газа, чем за аналогичный период 2023-го, а по отношению к 2022 году поступления обвалились в четыре раза. Объясняется это простым сокращением экспорта из-за потери европейского рынка - за прошлый год суммарно продано за рубеж (включая Китай) только 69 млрд кубометров, это антирекорд аж с 1985 года (из них в Европу только 28 млрд).

Все это естественным образом привело к сокращению добычи газа до 404 млрд кубометров - минимуму за все 34 года существования Газпрома.

Как результат, государственная казна недополучила 418 млрд рублей, что сопоставимо с двумя годовыми бюджетами Ленинградской области, а основной бизнес Газпрома (продажа газа, как легко догадаться) стал и вовсе убыточным - за прошлый год компания потеряла здесь 291 млрд рублей. От натурального банкротства контору г-на Миллера спасает только то, что она владеет акциями других бизнесов и среди прочего занимается нефтью.

В.В. награждает Миллера Героем Труда за особые заслуги
В.В. награждает Миллера Героем Труда за особые заслуги

При этом совокупные нефтегазовые доходы бюджета за первый квартал показали двукратный рост до трех триллионов рублей, но связан он не с каким-то значимым наращиванием экспорта, а с выплатой нефтяного налога на добычу полезных ископаемых, который снова оперативно "подкрутили". Так что казна-то худо-бедно перебьется.

А вот что касается самого Газпрома, то перспективы его туманны, хотя это не просто компания, а огромный холдинг, у которого на балансе тысячи и тысячи километров газопроводов по всей стране. Это какую-то Роснефть можно "забанкротить" - удар тяжелый, но не фатальный, тогда как Газпром несет на себе финансовую нагрузку за целый сектор энергетической безопасности страны.

Поэтому, видимо, все федеральные СМИ регулярно пишут о том, как бурно растут поставки газа в братский Китай:

Вот так вот - мало кто может аж 11 раз побить "исторический рекорд"
Вот так вот - мало кто может аж 11 раз побить "исторический рекорд"

Проблема в том, правда, что вся пропускная способность Силы Сибири - 38 млрд кубометров в год, и то это проектная мощность, которая будет достигнута только к 2025 году. А до тех пор "рекордов" будет еще множество. Плюс, не стоит забывать, что мало качать куда-то "национальное достояние", нужно еще за него деньги какие-то получать. А тут с китайскими товарищами не ладится - даже отечественный Минэк прогнозирует продажу газа в КНР со скидкой в 30%.

Аналогичная история и со внутренним потреблением, на которое теперь делается значительный упор - в декабре прошлого года г-н Миллер пообещал полностью газифицировать Россию к 2030 году. Верится в это с трудом, т.к. тянуть нитки газопроводов к отдаленным деревням и селам дело абсолютно убыточное, а Газпром уже не та купающаяся в деньгах корпорация, что прежде.

Более того, компенсировать за счет населения потерю западного рынка будет хоть как-то возможно только при условии кратного, в десятки раз повышения тарифов, которые сейчас жестко регламентируются государством и рыночными не являются. Как электорат воспримет такую новацию, догадаться не сложно.

Можно было бы еще выкрутиться за счет продажи морем сжиженного природного газа - это удобно, современно и не требует по десять лет строить дорогущие трубопроводы. Нюанс в том, что это еще и слишком технологично для российской промышленности, которая никогда сама сжижать газ не умела - до "санкционного удара" удалось построить несколько заводов на иностранных технологиях, но потом выяснилось, что никто в России еще и возить этот СПГ не умеет - нужны танкеры ледового класса, а их делает только Южная Корея.

В итоге крупнейший завод по производству СПГ - "Арктик СПГ-2" - остановил работу после очередного раунда американских санкций. Объемы там все равно были не те, чтобы прям спасти газовую отрасль, но это хотя бы было направление "куда копать". Теперь придется забыть и про него.