Сначала ещё раз прокомментирую вот это:
Мечеть Дайе-хатун в районе Кагытхане действительно существует, и на ней действительно есть надпись о том, что она была построена в честь кормилицы Шехзаде Мехмеда. Но ошибка в том, что «дайе» — это не имя, а титул, означающий кормилицу.
И дайе в истории Османской империи было много, у султана Сулеймана целых две.
Зачем были нужны кормилицы?
Первая причина очевидна - если у женщины не хватало молока. По легенде, именно так случилось с Айше Хафсой. На одной неделе с Сулейманом в Трабзоне родила сына Афифе Хатун, местного кади (судьи). Так она стала кормилицей будущего султана.
Теологи и медицинские специалисты из всех четырех основных школ суннитского ислама предполагали, что между двумя людьми, которых кормит одна и та же женщина есть родственная связь. Поэтому в качестве кормилицы выбирали достойную женщину с высоким положением в обществе.
Вторая причина приглашения кормилицы - взаимное согласие супругов, если они хотели продолжить близкие отношения. Коран прямо не запрещает кормящим женщинам быть наедине с мужчиной, но комментарии исламских богословов советуют матерям избегать этого - считалось, что это портит качества молока. Вероятно, состоятельные мужчины готовы были платить, чтобы не ждать окончания лактации.
Другая Дайе султана Сулеймана
Если с Афифе всё понятно - её сын Яхья Эфенди присутствовал в жизни Сулеймана и оставил о себе добрую память на века, то со второй дайе больше неопределённости. Возможно, вторая кормилица была нужна для подстраховки. Также, возможно, что это была девушка, потерявшая ребёнка. Так или иначе, сохранился регистр, относящийся к сентябрю-октябрю 1511 года, когда Сулейман прибыл в Крым на свой первый пост (нет, в Шебенкарахисаре Сулейман не служил, но это другая история). В этом документе Сулеймман находится в группе со своей мамой Хафсой и некой Дайе Хатун. Далее идут 5 евнухов и 10 безымянных наложниц. То, что у них нет имени предполагает, что они были и только что куплены, или же переведены из гарема Селима, то есть эта дайе вряд ли могла быть кормилицей для детей Сулеймана, поскольку их ещё тогда не было.
Также Дайе Хатун упомянута в недатированном регистре Манисы (предположительно, первые годы пребывания там Сулеймана), тоже в числе семьи султана - вместе Айше Хафсой и её дочерью. Предположительно, это та же самая женщина, что была и в крымском регистре. Не похоже, что это была Афифе - ведь она была свободной женщиной, у которой был ребёнок и муж (Яхья продолжал жить в Трабзоне, а позже переехал в Стамбул).
В 1530-м году Сулейман построил в районе Фатих в Стамбуле мечеть Сурури Дайе хатун, его молочной мамы. Мечеть сохранилась.
Очень похоже на то, что это именно та женщина, которая была рядом с ним и в Крыму, и в Манисе, и звали её Сурури. На табличке слово «дайе» переводится и как «няня», и как «кормилица». В более поздние времена няни в гареме носили другой титул — дады калфа. Было ли такое разделение во времена Сулеймана, я уверенно сказать не могу.
Так что женщина, близкая к образу сериальной дайе хатун, действительно существовала. Она могла быть как няней, оставшейся в услужении даже у взрослого юноши, и Айше Хафсы, так и кормилицей. Но тогда непонятно, что же случилось с её ребёнком и семьёй, если она продолжала следовать за Сулейманом.
Не знаю, попали ли создатели сериала пальцем в небо, или же постарались исторические консультанты, но из списка исторических ляпов, пожалуй, исключаем. 🙂