Найти в Дзене
Народ Востока

Самуэль Моргенштерн: что стало с евреем, продававшим картины Гитлера?

В 1907-м году восемнадцатилетний Адольф Гитлер отправился в Вену, дабы поступить в академию изобразительных искусств. Он провалил экзамен, но не стал возвращаться. И следующие годы в столице провел в большой бедности, перепробовав несколько разных работ. Но в конце концов, молодой человек сумел добиться финансового благополучия, и причиной стало деловое сотрудничество с еврейским бизнесменом Самуэлем Моргенштерном, который продавал его картины.

Что же лидер Третьего рейха с ним сделал потом?

Моргенштерн был из семьи немецкоязычных венгерских евреев и появился на свет в Будапеште в 1875-м году. В юности освоил ремесло стекольщика, начал работать подмастерьем, был призван в австрийскую армию. Отслужив положенный срок, переехал в Вену, и в 1903-м году открыл небольшой магазин с примыкающей к нему мастерской.

Дело шло относительно успешно, так как его лавка находилась неподалеку от центра города. В следующие годы он даже сумел приобрести дом, а еще позднее обзавелся небольшим поместьем. Тем не менее, крупным предпринимателем его называть не стоит. Это был просто добившийся успеха мелкий торговец товаром собственного изготовления.

Гитлер впервые появился в его магазине в 1911-м или 1912-м году, о чем Моргенштерн через много лет сообщил по запросу архива нацистской партии. Помимо своего основного товара, стекольщик продавал рамки для фотографий, и начинающий художник предложил выставлять их не просто так, а вместе с картинами. Хозяин сразу же согласился, ведь пустые рамы сами по себе не привлекали внимания.

-2

В результате этой договоренности хорошо стало всем. Владелец магазина стал продавать картины с видами на старую Вену от лица автора, и было известно, что Гитлер действительно доверял ему в делах. Через много лет фюрер расскажет главному архивариусу НСДАП Петеру Яну, что Моргенштерн стал его спасителем в 1910-х годах.

Будущий наци часто приходил на обед к своему деловому партнеру. Он был дружен с его женой и иными гостями дома. Так как стекольщик вел подробный учет своей клиентуры, позже стало ясно, что большинство покупателей акварелей юного Адольфа были не кто иные, как обеспеченные венские евреи. И взаимовыгодное сотрудничество продолжалось вплоть до 1913-го года, пока будущий лидер нацистской партии не принял решение переехать в Мюнхен. После этого их пути навсегда разошлись.

Моргенштерн в годы Первой мировой вновь был призван в армию, служил в качестве младшего офицера на румынском фронте. Особым героизмом не отличался, но был удостоен двух незначительных военных наград. Домой вернулся вполне здоровым, после чего занялся своей прежней профессией.

-3

До конца 1930-х еврейский торговец жил жизнью обычного бюргера, но все изменилось после аншлюса Австрии. После Хрустальной ночи его маленький бизнес был «арианизирован» – в том смысле, что дело пришлось продать арийцу. Однако, покупная цена так и не была выплачена.

Известно, что лишенный работы торговец некоторое время зависел от щедрости своих старых друзей. Но, доведенный до отчаяния, в августе 1939-го он написал письмо лидеру Германского рейха, где просил выплатить компенсацию взамен за отнятую собственность, чтоб его семья имела возможность эмигрировать. Тем не менее, письмо задержали чиновники – на конверте была поставлена отметка: «Еврей!»

-4

Сам же автор послания не имел возможности выехать ввиду полной невозможности оплатить так называемый налог «на побег из Рейха», установленный еще до нацистов в годы Великой депрессии. И поэтому его просто депортировали в Лодзинское гетто после начала Второй мировой. Летом 1943-го года этот человек ушел из жизни.