Найти тему

Что читал каждый пятиклассник

Очень давно хотела проанализировать состав ФГОСа по литературе по классам и поделиться соображениями относительно того, как воспринимаются школьниками те или иные произведения.

Уже много раз, касаясь такого школьного предмета как литература, мы приходили к выводу, что не всё в списке чтения для учеников уместно и сообразно возрасту, не все актуально в современных реалиях. А самое главное - что литература в 5-11 классах - это не прочитать и пересказать. Это прочитать, подумать, сделать выводы о том, чему данное произведение может нас научить, зачем мы его прочитали. А в идеале, так сказать, задание со звёздочкой, - понять, при помощи каких средств писателю удалось создать произведение, которое мы прочитали.

Я перечитывала при подготовке к урокам программные произведения за 5 класс по такой книжке. Не все произведения соответствовали программе, но носить учебники по литературе домой из школы мне не хотелось.
Я перечитывала при подготовке к урокам программные произведения за 5 класс по такой книжке. Не все произведения соответствовали программе, но носить учебники по литературе домой из школы мне не хотелось.

Что же читают пятиклашки?

Итак, начнём с 5 класса и пройдёмся по основным разделам, персоналиям и произведениям.

ФГОС предполагает 102 часа литературы в 5 классе, но на деле мы имеем куда меньше. Когда я работала в 5-6 классах, программой было заложено 2 часа в неделю, соответственно, максимально (но в связи с праздниками или форс-мажорами так никогда не было). С 2023 года количество часов увеличилось до 3 в неделю. Однако и объем произведений серьёзно возрос.

В 5-8 классах изучение литературы по основным УМК концентрическое, то есть в течение каждого года дети проходят литературу от её зарождения до условно современного этапа, а затем отводится несколько недель для изучения зарубежной литературы (которую в мае обычно проходят единицы по понятным причинам).

Картина меняется в 9 классе, когда предполагается более тщательное изучение каждого из периодов. Соответственно, круг от зарождения литературы до современного этапа проходят за 3 года.

Мифология

Начинается изучение курса истории литературы с темы "Мифы народов России и мира". Детям предлагается изучить мифы и легенды Древней Греции. Основной фокус - подвиги Геракла.

Как правило, эта тема идёт неплохо. Дети охотно читают, готовят презентации, пытаются вникнуть в смысл неизвестных слов.

Программа предполагает заниматься мифами 3 урока. Неделю. Каковы шансы получить хоть сколько-нибудь адекватное представление о мифологии Древней Греции за это время? А ведь нужно же ещё пояснить, что мифы - это НЕ ЛИТЕРАТУРА. Это вообще часто разбивает детскую логику.

Фольклор

А дальше мы продолжаем в курсе литературе говорить о явлениях устного народного творчества: говорим о малых фольклорных жанрах (пословицы, поговорки, загадки, колыбельные, считалочки, частушки и т.п.), а потом о сказках - волшебных ("Царевна-лягушка"), о животных ("Журавль и цапля"), бытовых ("Солдатская шинель").

Обычно этот раздел идёт великолепно. Дети с удовольствием занимаются и малыми жанрами, и сказками, потому что это интересно и весело. Здесь и чтение, и игра, и беседы о назначении фольклора.

На этот раздел программа выделяет 7 уроков. Как по мне, почти достаточно.

Литература первой половины XIX века

А вот с этого раздела начинаются большие проблемы. Программа предполагает ряд произведений для заучивания наизусть, кое-что для сочинений или хотя бы устного подробного анализа, а пятиклассники к таким объёмам не привыкли. Следите за часами...

4 урока ФГОС отводит на изучение басенного творчества И.А. Крылова. На усмотрение учителя предполагается изучение любых трех басен из списка: «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

Я обычно брала басни "Волк на псарне", "Свинья под Дубом" и "Ворона и Лисица" и предлагала одну из них для заучивания. Практика показывает, что 4 уроков при корректном построении занятий вполне хватит, чтобы поговорить о творчестве Крылова, особенностях жанра басни, обсуждении каждой из трех выбранных басен. Если со второго урока по Крылову вызывать в начале и конце урока 3-4 учеников с выразительным чтением наизусть, то и с этим аспектом вполне можно уложиться. Но, конечно, мало.

6 уроков программа отводит на разговор об А.С. Пушкине. Здесь мы читаем "Зимнее утро", "Зимний вечер" и "Няне" (и учим, кстати), а потом "Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях". Раньше ещё обсуждали пролог к поэме "Руслан и Людмила". Сейчас его в программе нет.

В целом, 6 уроков достаточно, потому что проходится довольно быстро, т.к. чаще всего дети уже знают эти произведения.

На знакомство с М.Ю. Лермонтовым отведено 2 часа. При учёте разговора о стихотворении "Бородино". Это смешно. Ведь "Бородино" можно только обсуждать 2 урока, останавливаясь на непонятных словах, комментируя исторический контекст. А ведь пятиклассники "Бородино" ещё и наизусть должны выучить. В общем, фантастика. Примерно на этом этапе учитель или комкает эту тему и опускает что-то из задач (например, не опрашивает учеников с чтением наизусть), либо выделяет на Лермонтова ещё 2-3 часа в ущерб другим темам.

Вот такое советское издание у меня содержит повесть "Ночь перед Рождеством"
Вот такое советское издание у меня содержит повесть "Ночь перед Рождеством"

Завершается этот раздел обзором творчества Н.В. Гоголя и его повестью "Ночь перед Рождеством". 2 года назад её проходили в 6 классе, а в 5 был рассказ "Заколдованное место". Здесь замена кажется мне логичной, потому что "Ночь перед Рождеством" в силу содержания более интересна пятиклассникам, но... говорить о том, весь проблемный ряд можно обсудить в 5 классе, конечно, не приходится... А нехитрые расчёты покажут, что проходим мы Гоголя в ноябре... То есть не особенно в тему, ведь до новогодних праздников далеко. И отводится на него вновь 2 часа.

Литература второй половины XIX века

Этот раздел открывает рассказ И.С. Тургенева "Муму". Собственно, о нем мы и говорим 5 уроков. По нему мы пишем первое сочинение в 5 классе, к которому надо подготовиться, потому что зачастую пятиклассники думают, что сочинение - это письменный пересказ содержания.

Стоит ли уточнить, что пятиклассники слабо представляют реалии крепостного права? На уроках истории в этот период они проходят античность. До истории Древней Руси им, в лучшем случае, ещё полгода. А про 19 век они будут говорить ой как нескоро.

В общем и целом, если посвятить час объяснению исторического контекста, взглядов Тургенева, а потом медленно читать с комментариями, то через 2 недели можно ожидать более-менее приличных домашних сочинений. Но не через 5 уроков. Через 5 уроков можно только оставить лёгкие воспоминания о том, что "Муму" - это про то, как немой утопил собаку. Без деталей.

Следом идут 3 урока по лирике и Н.А. Некрасова и его поэме "Мороз, Красный нос". Ничего не учим, просто читаем и обсуждаем. Обычно это та тема, где вы выкрадываю 1 урок на что-то другое. Эти тексты Некрасова хорошо воспринимаются, если до этого подать его биографию, наслаивающуюся на исторический контекст, который мы хорошо проговариваем при обсуждении "Муму".

Завершает разговор о XIX веке рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" в объеме 5 уроков. При определенном историческом комментарии он идёт очень хорошо. По этому тексту мы тоже пишем сочинение. Думаю, уже понятно, что 5 часов - это катастрофически мало для обстоятельного разговора. Как правило, я выделяю гораздо больше уроков.

Фото автора канала
Фото автора канала

Ох, мы поговорили только про половину курса, а статья получилась уже большая, поэтому разговор о продолжении курса в 5 класса (XX век и о зарубежная литература) отложим на недельку.

Что думаете об объёме и составе произведений для пятиклассников в первом полугодии? Всё ли читали и помните? Нравились ли эти произведения в период школьного обучения?