Эта трагедия стала одной из самых трагичных в истории судоходства России, вызвав шок и ужас, а также вопросы о том, сколько людей на самом деле было на борту и самый главный вопрос: Кто виноват?
Люди проводят отпуск по-разному: кто-то едет загород, кто-то на рыбалку, кто-то проводит время на природе у костра. Но каждый, у кого достаточно денег, мечтает провести отпуск на море или в далеких странах. Однако в 1983 году все было гораздо проще, и за границу ездили только избранные, что было недоступно для рядового рабочего. Некоторые, кому повезет ездили в санаторий или на курорты по путевкам профсоюза, но все мечтали съездить к морю, а вот круизы даже по реке считались вообще за гранью фантазии. Во-первых, и отдых на воде, проживание и питание, во-вторых, развлечение все рядом, плюс почти ежедневные экскурсии в разные города.
Почему это было не доступно, да потому что было мало пароходов предназначенных для отдыха людей. В 1970 году правительство принимает решение сделать заказ на девять кораблей в Чехии, для круизов по рекам страны. Первому теплоходу дали имя «Валериан Куйбышев» и спустили на воду в 1976 году, в народе эти корабли стали называть «крокодил», у него был длинный корпус и острый нос.
Один из этих кораблей «Александр Суворов» в 1981 году поступил в Волго-Донское речное пароходство минречфлота. Через год теплоход начал осуществлять рейсы из Ростова-на-Дону в Москву.
5 июня 1983 года теплоход вышел на очередной рейс с 50 членами экипажа, 35 человек обслуживающего персонала и с 330 пассажирами. Есть предположения, что на борту помимо официальных пассажиров были еще и неучтенные, друзья и родственники экипажа.
Пассажирами на теплоходе были передовиками производства, и за свой нелегкий труд были награждены путевками на речной круиз. Все каюты пассажиров, были полу люксами, с собственными ванными комнатами. На борту для развлечения людей были ресторан, библиотека и музыкальный салон, а на верхней палубе можно было принимать солнечные ванны, танцевать и посещать кинозал.
После ужина 5 июня многие пассажиры отправились на верхнюю палубу, чтобы насладиться закатом и видами Ульяновска, мимо которого проплывал теплоход.
Для желающих потанцевать была организована танцевальная площадка, а некоторые ждали начала демонстрации художественного фильма.
Вдалеке виднелся мост. В то время это был единственный железнодорожный мост через Волгу протяжённостью два километра, с одной железнодорожной веткой и двумя полосами для автомобилей.
В 1913 году началось строительство моста, однако из-за пожара работы были приостановлены. Журнал «Искра» сообщал:
«Строительство моста обходится очень дорого. Только упавшая, одна ферма, весившая 70 тысяч пудов и еще не законченная, оценивается в 280 тысяч рублей. Цена перелицовки быков из екатеринбургского гранита оценивается 200 рублей за квадратную сажень. А еще и пожар, причина этому послужило следующее обстоятельство, на одной из ферм велись клепальные работы. Заклепка, которая была раскалена, упала в строительный мусор, который не был убран. Вспыхнуло пламя и вскоре превратилось в огромный пожар».
Мост был достроен лишь через три года и получил название «Его Императорское величество Николай II».
Однако в 1918 году при отходе войск полковника Каппеля, был взорван пролет моста. Воспоминания офицера Вырыпаева:
«Каппель, обгоняя нас, приостановился ненадолго и с горечью в голосе сказал мне, что отдает приказ, наши саперы должны взорвать его, как только все войска перейдут через мост. Подъехав ко мне совсем близко, он тихо сказал: «Какая нелепость! Русские люди должны взорвать русский мост! Но я приказал взорвать лишь с одного конца пролёта, чтобы пролёт не упал в Волгу». Сказав это, он пустил коня рысью, а я со своими орудиями пошел шагом».
Мост в последствии был восстановлен.
При строительстве мостов, пролет под проходы судов располагают к центру. А у ульяновского моста проход располагался в третьем пролете, ближе к правому берегу реки. Перед въездом стоит прямоугольный знак входа, а также горят сигнальные фонари.
Капитан теплохода «Александр Суворов» Клейменов проходил под этим мостом не один десяток раз, но в тот страшный день теплоход направили на гораздо более низкий шестой пролет.
На вахте теплохода находились старший помощник-штурмана Митенков, а за штурвалом рулевой Уваров. Капитана Владимира Клейменова в рубке не было, он отдыхал у себя в каюте, находившейся на верхней палубе, у него была вахта с двенадцати часов ночи.
Уварова считали неопытным рулевым, так как опыт по вождения судна у него был не большой. В момент подхода судна к мосту штурман не контролировал его работу, а сидел и читал книгу. А Уваров или позабыл про особенность моста, или по неопытности, а может просто не рассмотрел знак «входа». И теплоход был направлен в не тот пролет, они погибли одними из первых. Каюта капитана была уничтожена, но самому капитану удалось выжить. Его через окно выбросило в воду, и он выжил.
Члены команды вспоминали:
«Митенков, не особенно следил за выполнением своих уставных обязанностей, и постоянно отвлекался во время дежурства, иногда он мог вообще покинуть вахту некого не предупредив. А вот Уваров, напротив, был очень исполнительный. Он всегда строго выполнял приказы, для него главное это заданный курс держать, и, если даже судно будет идти на берег, не за что не свернет».
Теплоход на полном ходу заходит под мост и врезается в пролет. А двигался он со скоростью 25 км/час. Поддерживающие снизу моста металлические части, срезают верхние палубы, и находящие на ней кинотеатр и танцплощадку. При этом корабль еще некоторое время продолжал двигаться, сметая все, что попадается на пути и не вписывалось в размеры моста, переламывая людей и части судна. И потом останавливается под мостом.
В один миг погибло 174 человека, но погибших могло быть и больше. В это время по мосту двигался товарный поезд с цистернами, наполненными легко воспламеняющими веществами, вагоны с углем и зерном - всего 53 вагона. Во время столкновения опора и рельсы сместились, в результате чего одиннадцать вагонов перевернулось, и на теплоход посыпались зерно и уголь. Одна из цистерн с горючим зацепилась за опору моста и по счастливой случайности не упала на теплоход и не вспыхнула, тогда бы погибли все.
«Когда судно приблизилось к шестому пролету, береговая диспетчерская служба встревожилась и начала предупреждать вахтенных на «Суворове» по радио. Но никакого ответа не последовало. В отчаянии диспетчеры запустили предупредительные ракеты, понимая, что уже невозможно остановить или хотя бы отклонить судно» - так было написано в отчетах.
Пассажиры, находящиеся в каютах, не сразу поняли, что произошло только был слышан скрежет металла и резкий удар. Когда они поднялись на верх, то увидели ужасающею картину, все было залито кровью, обломки обшивки корабля были перемешаны с людьми или что осталось от них. Люди в паники стали покидать судно, они бросались в воду и плыли к берегу, как можно дальше от этого ужаса. Все, кто были наверху и в кинотеатре погибли.
Из показаний очевидца, который был пассажиром на судне, записанные с его слов:
«После вкусного ужина Владимир П. спустился в каюту с женой, решил передохнуть и по раньше лечь спать. Жена стала звать его на верхнюю палубу посмотреть на вечерний город. Но ему не хотелось, и он отказался. Жена, обидевшись вышла, и он ее больше не видел. Потом послышался страшный скрежет и удар, теплоход дернулся и остановился. Владимир, испугавшись выбежал из каюты и побежал наверх по лестнице. Перед последними ступеньками, ведущими на верхнюю палубу, отпрянул. Сверху капала кровь, пересилив себя, он пошел наверх. Перед его глазами открылось страшная картина. Рядом он увидел молодую белокурую девушку. У нее не было обеих ног, она еще едва дышала и посмотрев на него безумным взглядом, отчетливо сказала: «Передайте маме, что я жива» и умерла. Жену он обнаружил недалеко от места, где мог предположительно находится вход в кинозал. У нее была проломлена голова».
Вячеслав Гущин, капитан милицейского катера в Ульяновском речном порту, был одним из первых, кто прибыл на теплоход:
«Мне даже сейчас порою сниться, и я просыпаюсь ночью с криками от кошмара. Не дай бог некому такое пережить, даже врагу не могу такое пожелать. Когда прибыли на место катастрофы, и я все это увидел, как будто попал в другую реальность, в которой не было места обычным человеческим чувствам».
В официальных сводках было указано, что погибших было 174 человека, а медицинская помощь понадобилась - 54. Палубы корабля были покрыты людьми, которые умирали прямо на глазах, и разорванными телами людей. В разборе завала принимали участия курсанты из военного училища, от того, что они увидели, долго находиться там они не могли, чтобы привести их в чувство давали выпить водки или успокоительные лекарства.
Воспоминания очевидцев:
«Мы помогали выгружать тела и передавать санитарам. Не могу забыть до сих пор, как они не могли разжать руки мертвой матери. Которая даже мертвая прижимала к себе труп своего маленького ребенка».
А тем, кому нужна была помощь в лечении, отправляли в город по больницам, многие из них были с рваными ранами и лишены конечностей. Прежде, чем приступить к лечению, раны промывали от угольной пыли и зерна. Около месяца на берегах Волги продолжали находить тела и части тел погибших.
Для предотвращения распространения слухов о происшествии, въезд в город был ограничен, однако скрыть случившееся не удалось из-за большого количества погибших. Поэтому 7 июня 1983 года было опубликовано короткое сообщение в ТАСС от ЦК КПСС и Совета Министров СССР, о том, что 5 июня на реке Волге, в районе города Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода «Александр Суворов», в результате которой погибли люди и правительство выражает соболезнование семьям погибших и пострадавшим.
Была сформирована комиссия во главе с заместителем министра Гейдаром Алиевым. Первоначально считали, что это диверсия, но доказательств не было найдено. Выдвинули следующие, что экипаж был пьян, так как в тот день было день рождения у повара Надежды. Со дна были подняты тела Митенкова и Уварова, провели экспертизу, они оба были трезвыми. Также экспертизу прошли капитан и оставшиеся в живых члены экипажа, нечего обнаружено не было.
Чтобы предотвратить распространение слухов, комиссия предприняла меры предосторожности, ограничив встречи с участниками катастрофы и взяв с них расписки о неразглашении, чтобы информация не стала известна иностранным гражданам.
Комиссия пришла к выводу, что Евгений Митенков и Уваров виновны в нарушении служебных обязанностей. Капитан теплохода Клейменков был также признан виновным. Когда произошла эта катастрофа, он находился у себя в каюте, спал.
Позже стало известно, что он спас троих людей, помог им добраться до берега, хотя сам получил ранение и повреждение селезенки. Капитан Гущин рассказывал:
«Когда он немного пришел в себя, сразу спросил у меня: «Рация есть?». Я ответил: «А кто ты такой?». Он сказал: «Я являюсь капитаном «Суворова». Очевидно, что его обвинили зря и посадили, как "козла отпущения" в этой ситуации».
После проведения суда, было вынесено решение о приговоре его к десяти годам тюремного заключения за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации судна, а также за несоблюдение дисциплины в экипаже. После отбытия половины срока, его освободили за хорошее поведение и по состоянию здоровья. Он некоторое время работал сторожем на ремонтной базе, но затем заболел и скончался от сердечного приступа в 1990 году.
Мост был отремонтирован, но поврежденный пролет был заменен только в 2006 году. На этом месте был установлен мемориал в память о жертвах трагической аварии.
Теплоход "Александр Суворов" был отремонтирован лишь в 2008 году и до сих пор продолжает перевозить пассажиров по реке Волге. Отдыхающие остаются довольны: им нравятся экскурсии, питание и условия проживания.
Что же все же послужило гибелью такого количество людей простая халатность или не добросовестное отношение к своим обязанностям? Об этом никто уже не узнает. Всего скорее на это было несколько причин, обычная усталость, конец вахты, забывчивость и невнимательность.
Происшествия, в которых погибает множество людей, всегда поражают и пугают. Важно помнить о тех, кто погиб, и стремиться к повышению безопасности на транспорте, чтобы избежать подобных происшествий в будущем. Надеюсь, что память об утраченных жизнях останется с нами как напоминание о важности безопасности и заботы о жизни каждого человека.
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех новых историй и узнавать первыми о захватывающих открытиях. Не упустите возможность расширить свой кругозор и поразить друзей увлекательными фактами!