Во время нашего путешествия по Республике Беларусь посетили мемориальный комплекс «Рыленки».
Мемориальный комплекс «Рыленки» был воздвигнут в 1973 году в Дубровенском районе Витебской области.
На этом мемориале похоронены более 10 000 советских воинов 11-й гвардейской и 31-й армии, погибших в суровых сражениях в этом районе.
В этих местах с октября 1943 года по июнь 1944 года проходила линия фронта. Отсюда началась операция «Багратион», в ходе которой войска 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-полковника Черняховского во взаимодействии с войсками 1-го Прибалтийского фронта, 1-го и 2-го Белорусского фронтов освободили от немецко-фашистских захватчиков Белоруссию. Непрерывные ожесточенные бои здесь продолжались более 9 месяцев.
У входа на территорию комплекса расположены ворота с рельефными изображениями лиц солдат.
Далее мы проходим мимо часовни. Главную стену часовни украсила большая Августовская икона Божией Матери. Эта икона считается хранительницей воинов.
Золотой купол часовни виден с трассы Москва-Минск. Проезжающие мимо машины снижают скорость, чтобы почтить память погибших воинов.
Четыре стеллы, установленные вдоль дороги, посвящены подвигам, совершенным на Дубровенской земле.
Во время танкового десанта Юрий Смирнов был тяжело ранен. Немцы захватили его в плен. 25 июня 1944 г., после жестоких пыток, был распят на стене блиндажа, оставаясь верным солдатскому долгу и воинской присяге. Удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Во время боя в районе деревни Костино Александр Васильев добровольно вызвался подавить огневую точку противника ценой своей жизни. За этот подвиг он был награждён орденом Отечественной войны I степени посмертно.
Говорят, что у войны не женское лицо, но в период с 1941 года по 1945 год женщины активно участвовали в защите Родины. Анна Никандрова - героиня, которая 23 июня 1944 года совершила настоящий подвиг. Во время прорыва вражеской обороны она заменила погибшего командира и первой поднялась в атаку, вдохновляя и увлекая за собой своих бойцов. За этот героический поступок Анна Никандрова была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Сергей Астахов и Бруно де Фальтан — лётчики интернационального полка «Нормандия-Неман» — сражались за небо над Дубровенской землёй. За свои подвиги они были награждены орденами Отечественной войны II степени. К сожалению, оба лётчика погибли в бою.
Основной элемент мемориала - плиты с именами погибших воинов. На 228 гранитных мемориальных плитах увековечены имена 9402 воинов.
В 2010 году на территории мемориального комплекса «Рыленки» был установлен памятный знак в честь 269 отдельного медико-санитарного батальона 251 стрелковой дивизии. Этот батальон самоотверженно работал днём и ночью, спасая раненых. В его рядах работала и военный врач Вера Павловна Рождественская - мать поэта Роберта Рождественского.
25 июня 2022 года в рамках международного историко-патриотического проекта ERG "Батырлар жолымен - Дорогой славы" на мемориальном комплексе "Рыленки" был торжественно открыт гранитный памятник уроженцам Казахстана, павшим в годы Великой Отечественной войны на белорусской земле.
Много воинов погибли, доблестно сражаясь за нашу землю.
В Рыленках похоронен Виктор Харламов, получивший прозвище "Огненный пилот". 30 ноября 1943 года он направил свой горящий самолет ИЛ-2 в скопление вражеских цистерн с горючим, повторив тем самым подвиг Николая Гастелло.
Среди имен, увековеченных в Рыленках,- имя Фарида Яруллина - гениального татарского композитора, автора музыки к первому национальному балету "Шурале". Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета. Командир стрелкового взвода , лейтенант Фарид Яруллин погиб в боях за деревню Новая Тухинь в октябре 1943 года.
Младший брат Зои Космодемьянской, Герой Советского Союза, Александр Космодемьянский, получил свое боевое крещение в боях на Дубровенщине. За подвиги, совершенные на Дубровенской земле, награжден орденами I и II степени. Погиб он в боях в районе г. Калининград.
Мемориал ежегодно посещают тысячи людей, чтобы почтить память о погибших и передать важность мира следующим поколениям.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же.
Александр Твардовский