По просьбам читателей, небольшое изложение о современных, и не очень минах, используемых в Российской и Советской Армии.
"Ведьма"
Осколочная заградительная мина ОЗМ-72 была разработана в СССР еще в начале 70-х годов, но до сих пор стоит на вооружении. Это очень коварное и опасное оружие, относящееся к классу так называемых прыгающих мин. Конструктивно она состоит из стального "стакана", вышибного заряда и боевой части, в которой 660 граммов тротила и 2400 поражающих элементов. Срабатывание "ведьмы" происходит после того, как неосторожный солдат задевает ногой проволочную растяжку. Вышибной заряд выбрасывает мину из "стакана" вертикально вверх. Ее детонация происходит на высоте от 60 до 80 сантиметров. Радиус сплошного поражения ОЗМ-72 — 25 метров. Остаться невредимым после ее подрыва весьма затруднительно.
"Ведьма" прошла боевое крещение в Афганистане, где минировали горные перевалы и ущелья. ОЗМ-72 показала себя эффективным и простым, но, к сожалению, неразборчивым оружием. Двадцатого апреля 1984 года в ходе Панджшерской операции на "Ведьме" подорвались бойцы 345-го парашютно-десантного полка. Одна-единственная мина мгновенно убила 13 и ранила 14 человек. Позже выяснилось, что ее установили советские войска в ходе предыдущей операции.
"Лепесток"
Противопехотную фугасную мину ПФМ-1 "Лепесток" никогда не устанавливают на местности вручную. Эти небольшие взрывные устройства, каждое массой всего 80 граммов, выполнены из полиэтилена и разбрасываются на местности с помощью средств дистанционного минирования. В Афганистане ими "засеивали" проблемные участки советские штурмовики Су-25. Коричневый или зеленый силуэт длиной 12 и шириной 6,5 сантиметра можно разглядеть на местности далеко не всегда, особенно в темное время суток.
"Лепесток" — жестокая мина. Гарантированно убить человека 37 граммов взрывчатки неспособны, поражение наносится за счет травмирования нижней части ноги. При взрыве практически не образуется убойных осколков, за исключением металлических деталей механизма в центральной части мины. Однако стопу отрывает начисто. Нарвавшееся на минное поле подразделение быстро теряет боеспособность. Раненого нужно перевязать и вынести в безопасное место. Вряд ли стоит уточнять, что деморализующий фактор у коварного "Лепестка" огромный.
Небольшое отступление:
«Среди солдат ограниченного контингента ходила такая байка: если наступишь на мину в сапоге, то оторвет вместе с ногой, если в берце, то останешься без ступни, в кроссовках – лишишься лишь пальцев. Наверно, поэтому бойцы в Афганистане предпочитали легкую обувь.» - правда это или нет, пусть подтвердят те, кто побывал «за речкой».
"Монка"
Противопехотная осколочная мина направленного поражения МОН-50 была разработана в 1960-х — 1970-х годах и до сих пор остается одной из самых эффективных. Ее можно устанавливать на грунт, в снег, у входов в помещения, крепить на деревьях. Подрыв мины производит оператор с пульта управления при появлении противника в секторе поражения или при задевании натяжного датчика взрывателя. Все живое в секторе по горизонту 54 градуса и на высоте от 15 сантиметров до 4 метров "выкашивают" 540 поражающих элементов.
МОН-50 идеальна при организации засад на пути следования колонн противника. Семьсот граммов взрывчатого вещества и сотни поражающих элементов способны вывести из строя даже армейский грузовик. А чтобы точно рассчитать сектор поражения, минер может воспользоваться специальным прицельным приспособлением в верхней части "монки".
Современные образцы.
"Отек"
Противопехотную осколочную мину натяжного действия ПОМ-2 "Отек", как и ПФМ-1, устанавливают на местности способом дистанционного минирования. Особенность этого оружия — его самостоятельный "характер". После падения ПОМ-2 на грунт начинается процесс ее приведения в боевое положение, который длится около минуты. Сначала раскрываются замки шести подпружиненных лопастей, которые, откинувшись в стороны от корпуса, поднимают его в вертикальное положение. Затем из верхней части корпуса отстреливаются в разные стороны четыре грузика-якоря, вытягивающие за собой тонкие обрывные провода. С этого момента мина находится в боевом положении, и начинается отсчет времени боевой работы, который может составлять от 4 до 100 часов. По истечении этого времени боеприпас самоликвидируется.
Взрыв мины происходит при обрыве любого из четырех проводов. Радиус сплошного поражения — до 16 метров. ПОМ-2 обеспечивает круговое поражение целей. При этом снять ее невозможно — "Отек" является неизвлекаемым и необезвреживаемым.
ПТКМ-1Р
Перспективная противотанковая противокрышевая (крышная) мина ПТКМ-1Р разрабатывалась в середине десятых годов по заказу министерства обороны. Исполнителем работ являлся нижегородский Завод им. Г.И. Петровского. Первые этапы проекта прошли с соблюдением необходимой секретности, и о его существовании рассказали только в начале 2018 г. К этому времени были начаты испытания опытных мин, а сам проект успешно приближался к своему завершению.
Тогда были раскрыты основные особенности конструкции нового боеприпаса, принцип его работы и часть тактико-технических характеристик. При этом сроки завершения всех необходимых работ и поступления ПТКМ-1Р на вооружение российской армии не уточнялись.
В конце апреля 2022 г. стало известно, что мины ПТКМ-1Р теперь используются не только на полигонах. Это оружие применяется инженерными войсками в ходе текущей Спецоперации. Новейшие изделия решают традиционный круг задач наземных мин: они поражают бронетехнику противника, а также мешают его свободному перемещению и маневру. К сожалению, подробности такого применения новых мин пока отсутствуют, и оценить его эффективность не удастся.
Противотанковая противокрышевая мина устанавливается на позиции вручную. Несмотря на диаметр 220 мм, изделие с выступающими деталями вряд ли совместимо с ИСДМ «Земледелие». Позиция для мины выбирается с учетом маршрутов передвижения вражеской бронетехники и должна находиться в 5-50 м от них.
При переводе в боевое положение мина раскрывает лепестки-опоры и становится вертикально. При этом сейсмодатчики цели ложатся на грунт, а акустические датчики раскладываются. Во время работы изделие ПТКМ-1Р следит за колебаниями грунта и «слушает» окружающие звуки. По параметрам колебаний она определяет класс объекта и расстояние до него. Крупный источник вибраций типа «танк» засекается на дальностях не менее 200 м.
Обнаружив цель, мина разворачивает и наклоняет ТПК в ее сторону. После приближения цели на дистанцию менее 50 м выполняется отстрел боевого элемента. Элемент летит по баллистической траектории и при помощи штатного оснащения сканирует местность. При срабатывании обоих датчиков цели выполняется подрыв боевой части с образованием т.н. ударного ядра. Поражение бронированного объекта осуществляется в наименее защищенную верхнюю проекцию.
Главное преимущество ПТКМ-1Р заключается в способности контролировать крупный участок местности. Одна мина прикрывает круг диаметром 100 м, а при помощи нескольких боеприпасов можно перекрыть более крупный район требуемой конфигурации. При этом будет обеспечена высокая вероятность поражения всех или почти всех продвигающихся бронеобъектов.
Важной особенностью новой мины является наличие комбинированных средств обнаружения и опознавания цели, а также развитой «интеллектуальной» электроники. За счет этих средств снижается вероятность ошибки при поиске и атаке, а также повышается общая эффективность.
И на сладкое
М-225
В начале 2000-х в России, в преддверии перевооружения армии, были предприняты попытки по созданию нового, экспериментального оружия. Так на свет появилась универсальная, реактивная мина М-225. Данный кассетный боеприпас по сути является не миной, а оснащённым собственным ракетным двигателем управляемым инженерным зарядом, который способен поражать как пехоту, так и бронетехнику противника и не имеет аналогов в мире.
Вот как действие этой мины описывает автор (покойный) одной из любимых моих книг:
«Но самое главное ожидает колонну в виде одной-единственной мины М-225, которую закопала группа Совы. Это чудо техники должно нанести главный удар. Защитного цвета бочонок закопан под землю на глубину полметра от крышки – лишь тоненький хвостик антенны торчит наружу. Войдет колонна в дефиле, пройдет репер – и лично Сова с пульта даст команду на активацию. Заработают одновременно сейсмические, магнитные и тепловые датчики с селекцией целей по интенсивности. Процессор быстро классифицирует цели по их массе: людей – отдельно, технику – отдельно, тяжелую технику – тем более отдельно. Но это сейчас и не нужно, все будет видно и так. И мина сработает.
Пиропатрон вышибет крышку вместе с лежащим на ней грунтом, и в воздух взлетят целых сорок поражающих элементов, которые разлетятся почти на сто метров в стороны. За каждым из элементов будет виться тряпочный хвост-стабилизатор – они накроют целый отрезок дороги. Те элементы, которые упадут на грунт, на семнадцать метров вокруг себя поразят все осколками. Те, которые упадут на технику, прошибут ее кумулятивной струей.»
На вооружении эта мина, а точнее инженерный заряд, принята не было. Вероятно по причине сложности самой мины, и сложности установки — практически вручную. Т.к. у нас появились системы дистанционного минирования, которые позволяют выполнять задачи более эффективно.
На этом пока все.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал