Первоначальный план сооружения храма относится к 1828 году, когда в торжественной обстановке был заложен первый камень в основание будущей кладбищенской церкви. Проект храма был составлен известными итальянскими зодчими братьями Бернардацци. Однако за-за нехватки рабочей силы и смерти одного из братьев И. Бернардацци строительство было приостановлено и возобновлено лишь в 1849 году архитектором С. И. Уптоном. 9 апреля 1849 года пятигорский священник Павел Александровский совершил освящение места и закладку храма во имя Христа Спасителя, исцеляющего Лазаря. Церковь строилась за счет пожертвования прихожан. В 1856 году было совершено великое освящение храма.
Храм был закончен в 1856 году. Вскоре, в результате оползневого процесса, появились трещины на стенах. В начале 1870-х годов храм был закрыт в связи с аварийным состоянием. Весной 1894 года Пятигорская Городская дума постановила полностью его разобрать и построить на новом месте. Проект в русском стиле составил городской архитектор В.В. Графф. Среди жителей Пятигорска был объявлен сбор добровольных пожертвований. Прежнюю церковь разобрали, а в ее цоколе с подвалами создали фамильный склеп Верзилиных и Шан-Гиреев. Материалы пошли на сооружение нового цоколя. Храм был сооружен в 1902 году и освящен 17 октября 1903 года.
Летом 1902 года пятигорчанка В.М. Пронина пожертвовала средства на приобретение колоколов, а А.М. Сухаревич пожертвовала 1 000 рублей на сооружение иконостаса. Позолоченный дубовый иконостас и ряд основных образов создавались в Образцовой художественной мастерской московского купца и придворного поставщика Я.Е. Епанечникова.
После установления советской власти Лазаревский храм долгое время находился в руках обновленцев. В годы немецкой оккупации Пятигорска в храме роковым образом пересеклись судьбы местного протоиерея-обновленца Василия Геккеля, который сочувственно относился к советской власти, и новоявленного "епископа" Николая Автономова, ставленника немецких оккупантов на Ставрополье. Согласно некоторым данным, Геккель сотрудничал с местными партизанами и предоставлял для их радиостанции колокольню храма, за что был расстрелян фашистами.
После окончания Великой Отечественной войны храм вернулся в каноническую Церковь. Постепенно нормализовалась жизнь общины. На долгие годы Лазаревский храм стал центром духовной жизни Пятигорска. 6 мая 2000 года митрополитом Ставропольским Гедеоном был освящен второй предел в честь святителя Игнатия (Брянчанинова). Церковь представляет собой однокупольный шатровый храм. Доминирующее место в силуэте храма занимает купол, который покоится на 8-гранном барабане и опирается на четыре каменных массивных столба.
Главный вход расположен с западной стороны, украшен массивным порталом и полуколоннами, высеченными из машукского камня, имеет форму, типичную для русских церквей XVII века. Через узкие оконные проемы в храм поступает свет, создавая настроение, соответствующее траурной церемонии. Вместимость церкви невелика, имеется всего один престол.
В январе 2002 года храм в честь Господа Иисуса Христа, воскрешающего Лазаря Четверодневного из мёртвых, стал подворьем Бештаугорского Свято-Успенского Второ-Афонского мужского монастыря. Внутреннее убранство Лазаревского храма, как и всех других храмов с древних времён, остаётся неизменным и разделяется на три части: притвор, средний храм и алтарь. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/6634afb319148e7821961a78.
В центре иконостаса Царские врата, символизирующие вход в Небо. В центре Врат Дева Мария и Благовествующий Ей о том, что она будет Матерью Спасителя, Архангел Гавриил. Также здесь изображены Апостолы-Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей, Лука и Марк. Верх венчает крест. Слева от Царских Врат образ Божией Матери с младенцем и Архистратиг Михаил, а справа - Спаситель и храмовая икона "Воскрешение Лазаря". В центре над Царскими Вратами икона "Тайная вечеря".
Все иконы в храме старинные, за исключением иконостаса Святителя Игнатия. особо чтимыми являются иконы Божией Матери Иверской (написана на Старом Афоне и привезена в дар Спасскому собору), Святителя Николая, Георгия Победоносца, Великомученика и целителя Пантелеймона и другие. Многие иконы, размещённые на стенах храма, принесены людьми после смерти стариков-родителей. Одну из них, икону Божией Матери "Всех скорбящих радость", по рассказам местных жителей и нынешнего настоятеля церкви, передала в дар в Скорбященскую церковь бабушка поэта Михаила Лермонтова, когда приехала забирать тело внука. Позже икону передали в Спасский собор, а после его разрушения в 1935 году она оказалась в Лазаревской церкви.
В завершение рассказа о Лазаревской церкви ещё мои фотографии внешнего фасада и территории храма.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.